В 1429 иноки Савватий и Герман после трёхдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где препп. Савватий и Герман прожили шесть лет "к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему".
Однажды преп. Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преп. Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преп. Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 отошёл ко Господу.
Устроителем Соловецкой обители стал преп. Зосима. В Поморье он встретил преп. Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преп. Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружён деревянный храм Преображения Господня.
В 1547 на Церковном Соборе прославлены в лике святых препп. Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы. Обитель получала щедрые царские дары от Иоанна Васильевича Грозного: земельные угодья в Сумской волости, колокола, драгоценную церковную утварь.
В многовековой истории обители выделяются события, связанные с "Соловецким сидением" (1668...76), восстанием иноков против церковных реформ. Вооружённое сопротивление царскому войску завершилось поражением мятежников, что привело к разорению монастыря.
Посещение обители Петром I (1694, 1702) стало свидетельством прощения опального монастыря.
В 1854 древние крепостные стены выдержали нападение с моря англо-французской эскадры.
В 1858 монастырь посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство.
В 1920 монастырь закрыт.
Реставрация храмовых, хозяйственных и иных строений Соловецкого монастыря начата в 1961 государственными учреждениями культуры.
25 октября 1990 Св. Синод РПЦ благословил открытие монастыря.
Спасо-Преображенский Соловецкий (7 апреля 1995 )
?
Знамение - в Соловецком монастыре {3947}
Словенская {1407}
Сошествие во ад, с образами на полях {6133} ( - )
Троеручица
Решение о восстановлении иконостаса принято в августе 2001, во время визита на Соловки св. патриарха Алексия и президента РФ В. Путина.
мощи препп. Зосимы, Савватия и Германа
музей краеведческий ( - 1939)
М.: Центральный антирелигиозный музей (1939 - )
Ленинград
лавра Александро-Невская (1990 - 92)
церковь Рождества БР
придел св. Димитрия Солунского
от ж/д вокзала автобусом № 54 до ост. "ул. Поморская"
Вологда
Каргополь
Кемь
далее автобусом №1 до остановки «Порт»
церковь Св. Троицы
Москва
В 1836 построена существующая до нашего времени паперть.
Сильное наводнение, которое произошло вследствие весеннего разлива Москвы-реки в 1908, привело к затоплению храма и причинило серьёзные разрушения. От наводнения пострадал фундамент, на сводах появились трещины, и начала осыпаться штукатурка с росписью.
Община храма осуществляла благотворительную деятельность. В начале XVIII века построена богадельня для престарелых и больных. Находились здесь в основном люди военного звания. В течение некоторого времени она не действовала, но известно, что в конце XIX века богадельня была открыта вновь. При храме работала церковно-приходская школа, существовало Георгиевское братство трезвости. В годы первой мировой войны был развернут лазарет.
В 1935 закрыт, в нём размещалось общежитие, затем запасник дирекции выставок Художественного фонда СССР, колокольня принадлежала управлению Минмонтажспецстроя.
Реставрационно-восстановительные работы продолжались в 2002. Были полностью отремонтированы и заново покрашены фасады храма, произведена вычинка и частичное восстановление белокаменного цоколя храма, вызолочены медные подзоры на куполах. С февраля по август 2002 проводилась реставрация масляной живописи XIX века на своде четверика храма. Осуществлялась эта работа бригадой под руководством художника-реставратора I категории Е.Н.Чабана. К началу 2003 сооружён первый ярус (местный чин) нового иконостаса в центральной части храма.
придел св. Николая
Преображение
Св. вмч. Пантелеимон, с частицей мощей
Свв. прпп. Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, с частицами мощей
Свв. прпп. Оптинские Старцы, с частицами мощей
Собор Соловецких святых
частица мощей свт. Феофана Затворника
частица мощей прп. Серафима Саровского
частица мощей св. блж. старицы Матроны
в среду в 17.00 совершается молебен с Акафистом препп. Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам, перед иконой с частицами их святых мощей.
в пятницу в 17.00 - 9-й час, вечерня, утреня
в субботу в 9.00 - литургия, панихида; в 17.00 - всенощное бдение
в воскресение в 9.00 - литургия, крестный ход, заказные молебны
с. Фаустово
Соломбальское
Сороцкое
Сумы
Холмогоры
Ярославль
После возрождения иноческой жизни в Соловецком монастыре 13 июля 1994 впервые совершена литургия.
Пустынь преп. Елеазара была на долгое время позабыта. В начале XIX века анзерский иеросхимонах Иосиф обнаружил крест на том месте, где жил подвижник, и поставил келью. В середине XIX века на этом месте жил подвижник Феодор (в схиме Филипп).
Во времена Соловецкого лагеря в Елеазаровой часовне размещался пикет охранников. Пустынь была разорена и на долгие годы забыта.
В 1995 место, где находилась пустынь, обследовал Соловецкий отряд Морской арктической экспедиции.
престол Михаила Малеина
престол Св. Живоначальной Троицы
Явление БР преп. Елеазару
Явление БР преп. Иову
Преп. Иов начал заботиться об устроении скита. У него появились последователи и ученики. Жили они единодушно и питались от трудов рук своих. Преп. Иов постоянно трудился, несмотря на преклонные лета, и был примером для братии. Насельники скита чтили духовный опыт и строгость жизни своего наставника. Преп. Иов ещё в 1710 был пострижен в схиму с именем Иисус (в честь Иисуса Навина).
В скит принимали всех желающих, объясняя им условия иноческой жизни. Новоначальный должен был сам построить себе келью. Пища была самая постная: хлеб с квасом, сухари, размоченные в тёплой воде. В праздники на трапезе употребляли вареную капусту, горох, толокно, ягоды и грибы. По воскресным дням насельники собирались на общую службу. Послушание признавалось первой из всех добродетелей. Братия проводили время в трудах, непрестанно совершая Иисусову молитву.
могила прав. Иова Анзерского
Однажды преп. Савватий вышел из кельи покадить крест, воздвигнутый по прибытии на остров, и услышал плач. Преп. Герман, выйдя вслед за ним, нашёл у подножия горы жену рыбака, которая рассказала о том, что "два светлые юноши" секли её прутьями, говоря: "уходите с этого места, вам нельзя здесь жить. Устроится тут жилище иноческому чину и соберется множество монахов во имя Божие". Это чудесное событие заставило мирских людей отказаться от намерений поселиться на Соловецких островах. Гора получила наименование Секирная.
В ~1925...35 на Секирной горе располагалось IV отделение Соловецкого лагеря - штрафной изолятор.
придел в честь Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех, в нижнем ярусе
В ~ 1925...35 в Савватиево располагалось II отделение СЛОНа, где содержались политзаключенные.
В XVIII - XIX веках многие потемневшие старинные иконы перенесли в скиты и часовни; особо чтимые святыни и «достопамятные» вещи поместили в монастырскую ризницу. После закрытия монастыря несколько древних икон и драгоценных предметов утвари были похищены. В 1921 стояли закрытыми шесть храмов с 17 приделами внутри монастыря, десятки скитов на больших и малых островах и более 25 часовен; все они были наполнены иконами, книгами и предметами церковной утвари XVI - XIX веков. В монастырской ризнице помимо реликвий и драгоценной утвари хранилось ещё несколько сот икон. Весной 1922 на Соловки прибыла Архангельская губернская комиссия по учёту и изъятию монастырских ценностей и спешно приступила к работе. Для спасения монастырских святынь от безвозвратного исчезновения в сентябре 1922 создана экспертная комиссия Главмузея. В ее состав входили Н.Н.Померанцев, А.В.Лядов, П.Д.Барановский. Благодаря самоотверженной деятельности экспертов все изъятые в Помгол соловецкие святыни были вновь осмотрены. Значительную их часть комиссия передала в Оружейную палату Московского Кремля. Вслед за этим, в сентябре, сотрудники-эксперты Государственного музейного фонда М.П.Мошков и Ф.А.Каликин вывезли в Петроград часть реликвий, хранившихся в ризнице; в их числе 26 «лучших по письму» икон в драгоценных окладах.
7 июня 1923 в монастыре произошёл пожар, повредивший многие здания и хранившиеся в них иконы. На Соловки была направлена комиссия Центрального отдела музеев. В неё входили: Н.Н.Померанцев, П.Д.Барановский и Е.И.Силин. Комиссии предстояло решить вопрос о дальнейшей судьбе соловецких святынь. Была проведена полная перепись всех соборов и церквей в монастыре и скитах, часовен и хозяйственных помещений. Согласно «Спискам и актам по приёмке историко-художественных предметов Соловецкого монастыря», более 400 икон было вывезено в Москву в хранилище Государственного музейного фонда, около 150 - в Архангельский историко-художественный музей. В Москву отбирались большие иконы XVI - XVII веков из церквей и часовен, «пядничные» иконы, складни из церквей, ризницы и келейных помещений. В Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль» ныне хранится более 170 икон.
Св. игумен Филипп, восстанавливая монастырь после опустошительного пожара 1538 года и воссоздавая его былое благолепие, желал обрести местные святыни. Если икона БМ, принадлежавшая преп. Савватию, и не сохранилась, то, несомненно, осталось живое предание, и утраченный древний образ заменили новым, ему подобным. Как выглядела икона, принесенная преп. Савватием, неизвестно. Вероятно, это был образ, напоминавший либо Одигитрию преп. Кирилла, чтимую в Кирилло-Белозерском монастыре, либо Одигитрию Смоленскую, почитаемую во всех русских землях. Переписные монастырские книги 1570, 1582, 1597 и 1676 годов «молением преподобного Савватия чудотворца» называют образ Одигитрии, на полях которого имелись изображения препп. Зосимы и Савватия, а также апостола Филиппа - небесного покровителя игумена Филиппа (Колычева). Очевидно, что икона была исполнена по его заказу.
Архимандрит Досифей (1836) упоминает икону БМ преп. Савватия среди «древностей и достопамятных вещей, хранящихся в ризнице» монастыря. При этом он сообщает, что образ, принесенный преп. Савватием, находится в часовне при подворье в губернском городе Архангельске. В книге архимандрита Мелетия (1881) дано описание церкви во имя Смоленской иконы Богоматери в Савватиевской пустыни, построенной в 1860. Слева от царских врат находилась икона с надписью: «В 1543 году сей образ Пресвятой Богородицы обретен игуменом Филиппом, а привезен первый на остров преподобным Савватием чудотворцем». Вероятно, «обретенная» игуменом Филиппом икона БМ в XIX веке оставалась в Архангельске, а для Соловецкого монастыря были сделаны две копии, одна из которых хранилась в ризнице, а другая - в новой церкви. Однако не исключено, что дважды упоминается одна и та же икона. Чтимый образ сохранялся до 1922...23 и, вероятно, был похищен.
Мильчик М.И. У истоков древнерусской иконографии Соловецкого монастыря // Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 317.
Соловецкий монастырь. - М., 2000.
|
|