Бобренев Богородице-Рождественский монастырь
Bobrenev monastery of Birth of Virgin
история:
Коломенское предание связывает строительство обители с именем Димитрия Михайловича Боброка-Волынского, одного из полководцев св. Димитрия Донского и считает Бобренев монастырь памятником Куликовской битвы. Некоторые ученые утверждают, что по источникам XV в. известен некий Андрей Гаврилович Бобрыня или Бобруха. Его предок, Андрей Кобыла, был известным московским боярином и держал владения в Коломенском уезде. В августе 1380 около Успеньева дня у Коломны собрались союзные русские войска для похода на Золотую Орду. Под Коломной состоялся смотр войска, отсюда пошли на Куликово поле. Перед битвой св. Димитрий Донской со своим полководцем объехал место будущего сражения, испытывая старые воинские приметы, сходя с коней и «слушая землю». Тогда-то, говорят, и дали обет два Димитрия: Донской и Волынец, в случае победы построить монастырь на коломенских землях Боброка. Битва пришлась на праздник Рождества БР, 8 сентября 1380. На следующий год, в 1381 у Коломны основан монастырь. Участие великого князя в обете Боброка вполне объяснимо. Знаменитый полководец был связан с московским князем семейными узами: св. Дмитрий выдал за Волынца свою сестру Анну. С тех пор и до наших дней возносят в этих святых стенах молитвы о упокоении «вождей и воинов, на поле Куликове убиенных». Монастырь, скорее всего, был особножительным, т.е. каждый монах имел собственный деревянный дом - келью. Общее число братии вряд ли превышало 15 человек. Никифор Юрьев - первый благотворитель монастыря, известный нам по документам. Но Бобренев стойко перенёс все невзгоды позднего правления Ивана Грозного, царствование Бориса Годунова, Смуту, неизменно возрождаясь на прежнем месте. В 1654 секретарь посольства Антиохийского патриарха Макария архидиакон Павел Алеппский описывает цветущее состояние обители: «По ту сторону реки, насупротив города, стоит великолепный монастырь, весь выбеленный, с высокими куполами, во имя Рождества Богородицы, а трапезная церковь в честь Ваий». Заметим, что тогда в Коломенской земле свирепствовал ужасающий мор. Из-за него, собственно говоря, посольство и задержалось в Коломне. Однако последствия эпидемии не сказались на внешнем облике обители. Она и на сей раз выдержала испытание.

К концу XVII столетия возникла насущная необходимость нового обустройства монастыря. Его стиль казался слишком устаревшим: и ограду и здания надо было отстраивать в камне. Поэтому игумен Сильвестр, казначей старец Иона и монастырская братия с благотворителями собирают средства и материалы. Завозится изрядное количество извести и кирпича. Как раз в это время, в 1701, по указу царя Петра Алексеевича и по распоряжению Монастырского приказа сюда приезжает сотник И.В. Кикин. На основании приходо-расходных книг и наружного осмотра он сделал опись Бобренева, в которой зафиксирована подготовка строительных работ. Опись 1701 г. интересна ещё и тем, что в ней запечатлено состояние древних памятников монастыря, не дошедших до нашего времени. «В том Бобреневе монастыре церковь каменная об одной главе покрыта тесом, а глава деревянною черепицею... В том Бобреневе же монастыре другая церковь теплая каменная, верх шатровый... с трапезою под нею поварня, да келья, церковь и глава покрыты черепицею, а трапеза тесом... У монастыря святые ворота с калиткою каменны, а покрыты тесом...» Все остальные постройки - деревянные. Звонницы в монастыре не было; пять колоколов висело на столбах.

В 1753 архимандрит Игнатий направил доношение преосвященнейшему Гавриилу (Кременецкому), епископу Коломенскому и Каширскому, в котором говорил о значительных разрушениях как в здании собора, так и во всем монастыре. Свидетельствуя о крайней бедности, архимандрит и братия просили Синод исполнить волю покойного владыки Саввы и передать три тысячи рублей, завещанных им, на строительство обители.

В 1763 сделана так называемая Офицерская опись, в которой описано и состояние строительства, и весь монастырь. Видно, что храм почти готов; недостроена лишь колокольня, у которой выложили только часть первого яруса. Братию составляли: игумен Андрей, три иеромонаха, два иеродиакона, один монах. При монастыре жил один отставной солдат из крестьян. Однако само составление подобной описи оказалось неблагоприятным предзнаменованием. Екатерина II готовила монастырскую реформу, так называемую секуляризацию, при которой монастырские земли отторгали в казну, а обители разделяли на классы, и каждый монастырь получал жалованье соответственно классу. Бобренев был хорошо обеспечен. Ему принадлежало свыше тысячи ста душ крестьян, около 500 десятин земли, и свыше 35 тысяч рублей капитала. Реформы привели к упадку многих памятников древности. Некоторые монастыри вообще остались «за штатом». То есть они и владений своих лишались и жалованья от государства не получали. В числе таких монастырей оказался и Бобренев.
В 1764 он оставлен за штатом и последующие два десятка лет сказались на нём самым губительным образом. Почти завершенное строительство нового собора остановилось... Коломенский владыка, епископ Афанасий определил монастырю быть своей летней резиденцией; и в 1790 обитель возрождается. При епископе Афанасии в монастыре начинается бурное строительство. Достроили собор и его колокольню.
В 1790 же начали строить монастырскую ограду. Стены в стиле русской готики, вероятно, по проекту великого зодчего Матвея Казакова. Ограда составляла неправильный четырехугольник с четырьмя башнями по углам. Она была завершена в 1795, причём для этой цели Коломенская консистория разрешила специальный сбор по указу от 27 июля 1795.

В 1799 Коломенская епархия закрывается, кафедру переносят в Тулу.

В 1800 в Архиерейский дом Коломны переводят братию Голутвина монастыря. Так был основан Ново-Голутвин Троицкий монастырь в Кремле. А Богоявленский Старо-Голутвин и Богородице-Рождественский монастыри соединяются в один, Бобренево-Голутвин. В Старо-Голутвин переселяется часть братии из Пешношского монастыря, а средства для него поступают от бобреневских угодий. 29 февраля 1800 строителем Бобренево-Голутвина монастыря определён Самуил (Колесницын). Указом консистории от 24 мая 1800 штат монастыря определялся в составе одного иеромонаха и двух послушников. Бобренев оказался приписным к Голутвину...

Коломна, конечно, скорбела о том, как внезапно обезлюдела славная обитель.

27 июля 1802 митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) распорядился исправить положение. «Бобренево-Голутвина монастыря строителю иеромонаху Самуилу. В былом Бобреневе монастыре теперь только один иеромонах, послушников никого; а Голутвин монастырь пользуется его землею и доходами. Почему мы и признаем за справедливое: определить в Бобренев от Голутвина монастыря еще одного иеромонаха или священника, да одного иеродиакона или диакона и двух послушников. О сем стараться строителю и тем доставить нам удовольствие и всему городу». Как говорится в очерке архимандрита Григория в Московских епархиальных ведомостях (1869, №18) - «Впоследствии Бобренев управляем был казначеем Голутвинским, а братии в нем считалось до 15-ти человек». Попечением о. Самуила обустройство монастыря продолжалось. В качестве помощника о. Самуила Бобреневым монастырем управлял иеромонах Назарий (Барданосов).
В 1822 выстроен новый каменный корпус в два этажа. В верхнем были настоятельские покои с шестью братскими кельями, а внизу - еще 8 келий и трапеза с поварней.

В ~1840 Бобренев посетил известный ученый-краевед XIX в. Николай Иванчин-Писарев: «Монастырь Бобреневский, во имя Рождества Богородицы, есть памятник 8-го сентября 1380 года, то есть битвы Задонской. После храма села Монастырского, сооруженного на самом месте этой битвы, Бобреневский был ее первым памятником: вероятно Донской, на пути в Москву после победы, велел заложить его. В нем есть несколько древних икон и утварей... Название монастыря Бобреневским, говорит предание, происходит от лова тут бобров, которые, как и лоси, были не редки в этой некогда лесистой области...» [93].

Среди жертвователей монастыря можно упомянуть коломенского купца Киприана Максимовича Кислова. Этот чрезвычайно богатый человек отдавал огромные средства на строительство и украшение храмов. Он отличался особой любовью к важной отрасли храмового искусства - колокольному делу. В Коломне он возводил звонницы и щедро жертвовал колокола. И в Бобреневе тоже хранился колокол, им подаренный, что своим звоном далеко разносил молитву о славном жертвователе.

Отдельное слово нужно посвятить благотворителю Давиду Ивановичу Хлудову. Посетив обитель в ~1850, Д.И.Хлудов был удручён бедственным состоянием обители. Богослужения тогда совершались лишь в соборе, а Входо-Иерусалимская церковь пришла в такую ветхость, что там было опасно находиться. Начинаются хлопоты о возобновлении монастыря, как самостоятельной обители.

В 1850 Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность.
В 1853 делается опись монастыря, которая фиксирует его состояние перед новым строительством. В описи перечислены 7 колоколов, из них самый большой весом 191 пуд 31 фунт. В этом же документе есть указания о часовне близ Пятницких ворот.
В 1858 на должность строителя монастыря был назначен иеромонах Феоктист. Благодаря жертвам щедрого храмоздателя строителю Феоктисту удалось в короткие сроки возвести на месте прежних руин Входо-Иерусалимской церкви новый храм.
В 1864 Д.И.Хлудов для усиления доходов монастыря пожертвовал участок земли в Коломенском уезде - 65 десятин, 2202 сажени. 2 июля 1864 высокопреосвященный Филарет, митрополит Московский и Коломенский, написал следующую резолюцию: «Божие благословение благотворителю, а от нашей мерности, вместе с братиею обители, благодарность...»
По высочайшему повелению 29 июля 1865 монастырь возведен на степень самостоятельной обители, с тем, чтобы иметь в нём одного настоятеля и 15 человек братии.
1 апреля 1879 г. потомственный почетный гражданин Давид Иванович Хлудов за пожертвования в пользу Московского епархиального училища иконописания и общежительного Бобренева монастыря был награжден чином статского советника.
В 1880 праздновали 500-летие Куликовской битвы. Очень торжественно эта дата отмечалась в Коломне.
В 1881 справляли уже 500-летие Бобренева монастыря.

В 1886 великий благотворитель скончался в Москве. В столице был опубликован некролог, в котором говорилось и о Бобреневе. Там подробно описано, как Д.И.Хлудов «как-то наехал в Бобреневский монастырь и увидел, что «бедность» его была поразительна; здесь одно уже было в развалинах, другое разрушалось. Давид Иванович решил отделать и отделал. Старый ветхий храм обновлен; построен еще новый теплый; ветхие монастырские здания разобраны и на их месте построен новый большой корпус для настоятеля и братии, а так как монастырь был приписан к Голутвину, он решил сделать его самостоятельным и для этого купил два участка земли с лесом и сделал вклад. По ходатайству митрополита Филарета св. Синодом желание Давида Ивановича удовлетворено. Бобренев монастырь стоил ему не менее полутораста тысяч (150 000) рублей».

В 1887 монастырь получил свою Метрику, т.е. подробное описание архитектурных и церковных сокровищ. Там описываются трехъярусный вызолоченный резной иконостас собора, старинные иконы. Стенная живопись к этому времени уже требовала поновления. На звоннице насчитывалось 15 колоколов, из них 3 - именные, пожертвованные К.М.Кисловым и Д.И.Хлудовым. Описана также Феодоровская церковь и её реликвии.

В 1891 монастырь посетили их императорские высочества московский генерал-губернатор великий князь Сергий Александрович с супругой Елизаветой Феодоровной.

Дивную, умиротворяющую картину являл собой монастырь в конце XIX века!.. За причудливо-сказочной оградой белели, словно два облака, монастырские храмы, рядом стояли два строгих и аккуратных двухъярусных корпуса. В одном из них размещались покои настоятеля и кельи, в другом - помещения для трудников и хозяйственных принадлежностей. Имелись также погреба, сараи, баня и конюшня, - всё, что нужно для правильного хозяйственного обихода. Слева от Св. ворот располагался небольшой садик с примыкающим к нему огородом, а дальше, направо, к востоку от собора, за его алтарями, лежало братское кладбище, осенённое зеленеющими тополями и берёзами. Здесь, кроме братии, находили упокоение также благотворители монастыря. Сколь поучительно было бродить по этому своеобразному парку, всматриваться в белокаменные, гранитные и мраморные надгробия, читать назидательные тексты, начертанные на этих скрижалях и благоговейно молиться о упокоении душ «зде лежащих и повсюду православных христиан!»...

В 1917 - 18 обитель разграблена, погибла галерея портретов коломенских владык.
Предпринимается попытка ограбления Феодоровской иконы; рассказывали, что один из церковнослужителей при этом погиб.
В ~1922 монастырь закрыли. Но некоторые монахи оставались ещё на своих местах, продолжали приём и лечение больных, совершалась служба. Церкви монастыря закрыты в 1930.

«Постановление Мос. С.РиКД. от 9 марта 1930 г.

I. Вследствие ходатайства Пр. Кол. У.И.К. и К.РИК, а также местного населения о закрытии церквей бывшего Бобреневского монастыря, села Черкизова, с. Мячково, пог. Старки, с. Гололобово и с. Коробчеева и использования их помещений в культурно-просветительских целях и принимая во внимание, что от содержания первых 3-х культовых зданий верующие отказались, и что все испрашиваемые д. здания пригодны для указанных целей и руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК от 8.4.29 г. «О религиозных объединениях» все указанные церкви закрыть и здания их после фотографирования передать КРИК для использования в культурно-просветительских целях, а с предметами религиозного культа поступить согласно постановлению от 8.4.29 г.
2. В случае жалобы верующих во ВЦИК (в 2-х недельный срок со дня объявления настоящего постановления), ликвидация церквей может быть произведена не ранее рассмотрения жалобы ВЦИКом.»

Монастырь разрушался постепенно. В братском корпусе устроили квартиры для рабочих совхоза. В настоятельском корпусе разместились начальная школа, медпункт и квартиры для рабочих. Окончательно добило монастырь устройство гаража в Феодоровской церкви.

В марте 1991 святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Бобренева монастыря. И сразу же в нем начались восстановительные работы.

Реставрацию святыни взяла на себя община московского храма Всех Святых на Соколе во главе со старостой Борисом Сергеевичем Кудинкиным. Этот храм не закрывался в годы гонений и в нем сложился сильный и богатый приход, способный взяться за серьезное дело. В братском корпусе открыли небольшую домовую церковь.
18 июля 1992 первую Литургию в возрождающейся обители совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
В день Св. Духа 7 июня 1993 обитель посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
К юбилею монастырь преобразился. Проведен косметический ремонт собора, настоятельского корпуса, починена ограда, проведена горизонтальная планировка и благоустройство.
место:
с. Старое Бобренёво
Staroye Bobrenyovo
оформление:
1381.
состав:
собор Богородице-Рождественский
cathedral of Birth of Virgin
церковь Входо-Иерусалимская
church of Entry into Jerusalem
церковь Алексия человека Божия
church of St Alexius
церковь Феодоровская
church of Theodor Virgin колокольня
bell tower библиотека
library школа церковно-приходская часовня св. Антипия
chapel of St Antipy подворье (1992 - 98)
yard
духовенство:
игумен Александр ( 1634 )
игумен Андрей (1760 - 68)
игумен Антоний ( 1757 - 59)
игумен Аристарх ( 1735 - 39 )
игумен Боголеп ( 1675 )
игумен Варлаам ( 1903 )
игумен Вассиан ( 1673 )
иеромонах Герасим, казначей ( 1916 )
настоятель игумен Игнатий (Жидков) (1998 )
игумен Игнатий (Крекшин) (1992 )
строитель Иоаким ( 1666 )
игумен Иоасаф ( 1637 )
игумен Иона ( 1649 )
игумен Макарий ( 1721 - 24 )
строитель Никон ( 1659 )
строитель Пафнутий ( 1664 )
игумен Пахомий ( 1475 )
иеромонах Пимен
строитель Самуил ( -1829)
игумен Феоктист (1868 - )
архимандрит Филарет, настоятель ( 1916 )
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik
Hosted by uCoz