В 1444 Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм. Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм, расписанный Дионисием с помощниками. В начале XVI века возведены оборонительные укрепления. При кончине преподобного в монастыре было 95 человек братии.
Монастырь по стратегическим соображениям с XVI века стал одной из основных и сильно укрепленных крепостей на юго-западном рубеже Московского государства. К строительству крепостных башен и стен, как усматривают исследователи, причастны знаменитые государевы мастера Федор Конь и Трофим Шарутин. В настоящее время протяженность крепостных стен составляет 673 м. Толщина стен > 4 м, а высота 7,5 м. Основу боевой устойчивости монастыря, как средневекового фортификационного сооружения, составляют 6 башен.
Маленький монастырь, став оплотом Московского государства в его борьбе за объединение русских земель, довольно быстро рос и богател. В конце XVI века, опасаясь войны с Польшей, московское правительство укрепляет монастырь и возводит мощные крепостные стены. В польском "Дневнике событий Смутного времени" в записи, относящейся к 1610, указано, что "монастырь был каменный и довольно сильно укрепленный, кругом была глубокая вода и окопы".
Одна из летописей 17 века повествует, что когда Лжедмитрий II осадил монастырь, он встретил сильное сопротивление и только благодаря измене двух воевод смог ворваться на территорию монастыря. Но защитники под предводительством князя Волконского не прекращали сопротивления и все были убиты под стенами собора ("побито было всякого звания людей 12 тыс. человек"). В память об этом подвиге в 1777 город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символом верности) в лавровом венке.
Монастырь был сожжен, сгорели и все документы его ранней истории. После окончания "смутного времени" многое было восстановлено, возведены новые башни и храмы. Восстановлен монастырь князем Б.М.Лыковым-Оболенским. В середине XVII века была построена колокольня.
По штату 1764 г. в нём было положено только 33 человека монашествующих. Со временем он снова стал процветать. В период церковного раскола здесь содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум.
Повторному разрушению монастырь подвергся во время нашествия Наполеона, но к середине XIX века заново восстановлен.
В середине XVII веке из-за сопротивления церковным реформам патриарха Никона в монастыре в разное время дважды находился в заточении протопоп Аввакум и боярыня Морозова, которая умерла там голодной смертью в земляной яме и была захоронена в Боровском городище.
В 1918 монастырь закрыт, некоторое время здесь находился музей. Насельники продолжали жить при монастыре, образовав сельхозартель.
В 1923 на территории монастыря разместили исправительную колонию, затем - сельхозтехникум.
Вплоть до 30-х гг. в монастырь к мощам преп. Пафнутия продолжали стекаться верующие с разных концов России. Как видно из отчёта комиссии губотдела ОГПУ, проверявшей 23 августа 1928 «на предмет чистки» всех проживающих на территории монастыря, св. мощи преподобного привлекали огромное число паломников, а также собирали здесь множество священно- и церковнослужителей. В связи с этим даже поднимался вопрос об изъятии мощей.
После Великой Отечественной войны в монастыре разместились историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В трапезной устраивались танцы, на территории монастыря работала общественная баня.
С 1960 ведутся реставрационные работы, что спасло его от дальнейшего разрушения, поскольку многие из них были в аварийном состоянии. В результате внешний облик монастыря сохранился до начала возрождения монашеской жизни.
Собор выстроен в виде квадратной палаты, состоит из алтаря, настоящего храма и западного притвора-трапезы, отделённого в основной части глухой стеной с открытой аркой посередине. Своды храма поддерживаются четырьмя четырёхгранными столбами. Стены гладкие, с голосниками вверху.
придел св. Пафнутия Боровского
Первое сооружение, которое видит посетитель, войдя в монастырский двор.
3 нижние яруса четырёхгранные, а 2 верхние - восьмигранные.
На третьем ярусе колокольни были установлены башенные часы, колокола находились на четвертом. Во втором ярусе располагались монастырская ризница и библиотека, где хранились старинные иконы, духовные грамоты и летописи, а также золотая панагия с резным изображением Спаса, рукописное Евангелие в серебряном окладе тканой работы, украшенное драгоценными камнями и резные кресты XVII в. Наружные стены колокольни декорированы многосложными карнизами и валиками из кирпича. На углах нижних четырёхгранных ярусов установлено по четыре гладкие полуколонки, опоясанные валиками; в верхних восьмигранных ярусах на углах по одной большой полуколонне с карнизами. Глава колокольни оканчивается шпилем, увенчанным четырёхконечным крестом с полумесяцем в подножии.
Искусной обработкой фасадов, колонками с перехватами, поставленными на углах, ширинками парапетов и междуярусных поясов, разнообразными наличниками окон, обрамлениями арок звонов и горизонтальными рядами многоцветных изразцов она контрастирует с величаво простым обликом трапезной.
Митрофан
|
|