Собор Казанский
Cathedral of Virgin of Kazan
история:
В середине девятнадцатого века старый Богоявленский собор перестал удовлетворять потребностям растущего города.
Благотворитель города миллионер-золотопромышленник Евфимий Андреевич Кузнецов предоставил в распоряжение архиепископа иркутского Нила 250 тысяч рублей на сооружение нового кафедрального собора с письмом следующего содержания: “Я имею на себе обет, данный богу. Обет сей в том состоит, чтобы собственными средствами воздвигнуть в Иркутске кафедральный собор. И могу ли я далее отлагать обет свой, когда средства к исполнению его у меня в руках. Примите в распоряжение своё для издержек на построение собора двести пятьдесят тысяч рублей серебром”.
Место под строительство собора удалось выбрать не сразу. Обсуждение этого вопроса длилось с 1850 по 1872.
В 1852 по настоянию генерал-губернатора под строительство была выделена соборная площадь, но в 1854 преосвященный Нил переведён в Ярославскую епархию, и дело о построении собора остановилось. Снова оно возбуждено в 1866, когда капитал Е.А.Кузнецова достиг 466000 руб. Предполагалось снести Спасскую церковь для увеличения предоставленной ранее площади, но это предложение дума отклонила. Затем предлагалось снести старый Богоявленский собор под предлогом того, что после построения нового посещать его никто не будет, но и это предложение было отвергнуто. После этого создана специальная комиссия для поиска места под постройку и руководства строительством в составе: статский советник Сукачев, купец второй гильдии Михаил Михеев, мещанин Захар Гулак, цеховой Василий Гололобов во главе с протоиереем П.Громовым, а после его смерти протоиереем А.Виноградовым. Эта комиссия постановила, что собор построен будет на соборной площади.
17 апреля 1875 новый кафедральный собор торжественно заложен архиепископом Вениамином. Первый план и фасад собора с отдельной колокольней составлен известным иркутским зодчим Владиславом Андреевичем Кудельским. После начала строительства между архиепископом Вениамином и Кудельским по многим причинам возникли разногласия, которые привели к отстранению Владислава Андреевича от наблюдения за строительством. После этого наблюдать за строительством пригласили другого архитектора Митрофана Ниловича Огонь-Догоновского, который составил новый проект, предполагающий соединить колокольню с собором при помощи галереи и вносящий изменения во внешний вид фасада. Несмотря на задержки при рассмотрении проекта в Св. Синоде, работы по строительству велись полным ходом. Фундамент был заложен на глубину 10,5 м под пилонами и 6,6 м под стенами.
Песчаник для фундамента доставлялся из-под с. Усть-Куда. Этот камень оказался необычайно прочным и мог выдержать нагрузку в 7 раз более обычной.
Кирпич для стен изготавливался на специально купленном заводике, расположенном близ архиерейской дачи. Глина добывалась там же.
К июню 1889 стены собора были возведены на высоту второго яруса окон, когда произошёл пожар, уничтоживший половину города и причинивший убыток по собору в 100000 руб. После пожара строительство возобновили, но Огонь-Догоновский, находившийся в это время в Кутаиси, приехать отказался, считая это для себя невыгодным. Поэтому был приглашён инженер-архитектор барон Генрих Владимирович Розен, представивший к первоначальному проекту некоторые изменения. В основном они касались изменения декоративной пластики фасадов. Также он предлагал убрать колокольню, как нарушающую общий стиль сооружения, но это предложение не нашло одобрения. В 1890 постройка окончена вчерне, за исключением части внутренних сводов, покрытия крыш и куполов. В 1892 в собор стали допускаться желающие, и началась установка иконостасов.
По свидетельству иркутского летописца Н.С.Романова собор был "четвёртый провинциальный по величине внутри и снаружи".
место:
Иркутск
Irkutsk
оформление:
1875...94 - 1932.
Песчаник, кирпич.
Пятиглавый крестово-купольный, в русско-византийском стиле.
Симметричен.
Центральные повышенные прясла завершались полукруглыми закомарами, боковые - килевидными.
Приделы венчались четырьмя малыми главами, расположенными по диагоналям планировочного креста.
Главный купол в виде полусферы установлен на двенадцатигранном световом барабане.
Вся верхняя часть собора выстроена в простых пропорциональных отношениях, свойственных русско-византийскому стилю.
Преобладали отношения объёмов 1:1, 1:2, 1:4 - высота храма равна высоте главного купола с барабаном и венчанием, высота малых куполов с барабанами равна двойной высоте центрального купола, радиус полусферы четырежды укладывался в высоте купола с барабаном, ширина храма равна его высоте без венчания.
Декоративная пластика фасадов очень насыщена.
Плоскости стен венчающей части покрыты сплошным орнаментом со сложной профилировкой деталей (филёнки, пояски, кокошники, сухарики, бегунки, кронштейны).
Для фасадов характерно разномасштабное построение декора: в нижней части укрупнённое, с подчёркнутой центральной осью, унаследованное от классицизма, а в верхней части, более дробное, порождённое эклектикой.
h = 60 м.
Вместимость 5000 человек.
состав:
престол Казанский
throne of Virgin of Kazan
приделы
chapels
усыпальница во имя Второго Страшного Пришествия Христова
колокольня
bell tower
святыня:
икона
icon
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik
Hosted by uCoz