При преподобном Феодосии подземная обитель уже не стала вмещать братию, и тогда появились первые надземные постройки - церковь Божией Матери Рождества и кельи.
Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий.
Именно от пещер происходит название монастыря - Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с домонгольских времён получил статус Лавры. Лаврой обычно называют крупные общежительные монастыри, которые напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»). И жизнь в этих монашеских городках подчинена четким законам и порядкам, без которых невозможна полноценная монастырская жизнь.
В 1073 по благословению препп. Антония и Феодосия начато строительство дивного храма Успения Богородицы.
С ~1075 в монастыре началось интенсивное строительство, возведены Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, трапезная. Основной архитектурный ансамбль Киевско-Печерского монастыря сложился уже в конце 11 в.
Строительство храмов имело большое значение для развития украинской культуры, поскольку вместе с ним разрабатывались новые типы культовых сооружений, совершенствовалось мастерство архитекторов и художников, складывались местные художественные школы. Уже в 11 в. монастырь стал значительным центром иконописания и оставался им на протяжении следующих веков.
В 1230 монастырские сооружения пострадали от землетрясения, а в 1240 - от ордынцев хана Батыя. В последующие века монастырь также претерпевал разрушения от стихийных бед и войн.
Монастырь играл заметную роль в развитии русской литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания. Здесь жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь в ~1113 летописец Нестор составил "Повесть временных лет"- основной источник наших знаний о Киевской Руси.
В 1718 большой пожар уничтожил все деревянные сооружения, повредил многие каменные здания, погибло немало церковных ценностей, в частности лаврская библиотека.
В 16 - 17 вв. монастырь утвердился как один из центров христианской культуры. В 1615 основана типография, вокруг которой объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники, в частности, Елисей Беринда, Захария Копистенский, Пётр Могила, Иннокентий Гизель, Александр и Антоний Тарасевичи.
В лаврской типографии вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых, Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории церкви, в том числе "Патерик Печерский", "Тератургима" Афанасия Кальнофойского, "Требник" Петра Могилы, "Синопсис" Иннокентия Гизеля.
Лавра стала крупнейшим монастырём на всей Руси, площадь которого составляет почти 30 га. На ее территории находится около ста сооружений, 42 из которых являются уникальными. Лавра имела 23 храма (из них 6 - пещерных с 36 алтарями). Обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах, как в неких священных схронах.
Невзирая на всевозможные исторические потрясения: войны, пожары, землетрясения, лавра осталась общерусской святыней и оплотом православия в борьбе с католицизмом, губительной унией, с прочими ересями. Она была центром просвещения на Южно-русских землях, вожделенным местом паломничества не только православных христиан, у лаврских святынь благоговейно преклоняли колени и униаты. Благодаря Печерской лавре Киев наименован Русским Иерусалимом.
После февральской революции 1917 жизнь монастыря проходила в драматических условиях частой смены власти в Киеве, войны и разрухи, а после прихода к власти большевиков - атеистической пропаганды, уничтожения церкви и упадка культуры.
Трагические события после 1917 привели к истреблению православного духовенства и всего, что связано с Православной Церковью. 25 января 1918 у стен Лавры замучен первый новомученик российский митрополит Киевский и Галицкий Владимир.
В 1920 году Лавру закрыли.
29 сентября 1926 правительство приняло постановление о признании лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок. Когда создавался музейный городок, религиозная община еще существовала, но в ~1933 она прекратила свою деятельность.
В годы Великой Отечественной войны лавра разрушена и ограблена, взорван Успенский собор.
В послевоенный период на территории Заповедника осуществлён огромный комплекс реставрационных работ памятников архитектуры, инженерных подземных коммуникаций, проведены археологические раскопки Ближних и Дальних пещер, руин Успенского собора. В процессе расчистки остатков Успенского собора найдено много ценных вещей 16 - 18 вв.
25 июня 1988, во время празднования 1000-летия введения христианства на Руси, впервые совершилась Божественная Литургия в пещерном храме преподобного Феодосия на Дальних пещерах.
В 1992 обители удалось устоять перед натиском раскольников-националистов и она ещё более окрепла и возмужала.
Молитва и труд в обители всегда были основой жизни. В житиях преподобных отцов Печерских мы находим множество тому примеров: преп. Антония миряне часто могли видеть, например, работающим на земле - скромно, вместе с другими братиями; преп. Феодосий никогда не был праздным, всегда находил рукоделие, даже в праздничные дни после Богослужения он брался за какую-нибудь работу; препп. Арсений и Аврамий получили прозвища Трудолюбивых; преп. Никола Святоша, оставивший княжеские богатства, исполнял трудные послушания. Можно приводить еще много других подобных примеров.
Сегодня лавра имеет своих сантехников, слесарей, плотников, столяров, архитекторов, портных, садовников, пчеловодов, пекарей, поваров, фельдшера. Ведутся сельско-хозяйственные работы. При монастыре работает экскурсионное бюро. Иконные и пошивочные мастерские создают, можно сказать, замечательные произведения церковного искусства. Правда, не обходится без помощи мирян, которые с радостью помогают братьям на многих участках работы.
Хор монастыря не раз приглашали петь на различных духовных торжествах. Он был участником фестивалей церковного пения. Издано несколько дисков с песнопениями лавры.
St Sophia cathedral and related monastic buildings, and Cave lavra of Kiev were declared World Cultural Heritage by UNESCO.
В Лавре читается неусыпающая Псалтирь. В небольшой часовне на Ближних пещерах не умолкает ни днем, ни ночью чтение святых псалмов, являя собой неугасимую духовную лампаду.
Особое место в лаврском богослужении занимают дни праздников: Успения Пресвятой БР, праздников, в честь которых освящены престолы лаврских храмов — Рождества Христова, Рождества Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Благовещения, Троицы, Крестовоздвижения, Зачатия св. Анны, Всех святых, Препп. Антония и Феодосия, а также Собор всех Преподобных Печерских, Соборов отцов, в Дальних и Ближних пещерах почивающих, в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», отдельные дни памяти Преподобных Печерских, в которые совершаются полиелейные службы.
В пещерах совершаются молебны с помазыванием миром от мироточивых глав и одеванием шапочки св. преп. Марка Гробокопателя.
В праздничные дни после Литургии совершается чин о Панагии («панагия» с греч. языка означает «всесвятая» или «пресвятая»). Панагией называется просфора, из которой во время Литургии вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора торжественно износится из храма и разделяется между братией после вкушения трапезы с призыванием имени БР. Согласно церковному преданию этот обычай берёт начало с апостольских времён.
Монашеская трапеза является продолжением Богослужения, так как связана с единодушным благодарением Бога за Его щедроты. Во время трапезы читаются жития святых и различные поучения или толкования на Священное Писание.
Особенное место в ряду послушаний занимают послушания церковников, пономарей и пещерников: это - постоянно близкое пребывание возле святынь: в храме, алтаре или у мощей преподобных. Такое послушание помимо ответственности требует особенного внимания и благоговения, чтобы сохранять надлежащее расположение ума и чувств по отношению к святыням.
лавра (12 в. )
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра
Старейшиной или священноархимандритом лавры, главой священноначалия монастыря, является блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. К исполнению этого служения он приступил в 1992, сразу при назначении предстоятелем Украинской Православной Церкви.
Успенский собор - жемчужина древнерусской архитектуры. Собор - первое каменное сооружение в монастыре - занимал центральное место в архитектурном ансамбле. Оригинально планово-пространственное и архитектурное разрешение собора стало образцом, по которому строили храмы в других городах России. За свою длительную историю собор неоднократно подвергался разрушениям, но каждый раз поднимался из руин и обновлялся.
В 1718 собор пострадал от пожара.
Успенский собор - настоящий пантеон, где похоронено более 300 известных лиц. Среди них митрополит Киевский, Галицкий и всей России П.Могила, К. Острозький, Е. Плетенецький, П. Беринда, П. Румянцев-Задунайский, И. Гизель. Здесь также находятся родовые погребения Долгоруковых, киевских князей династии Олельковичей, многих церковных, государственных деятелей, других известных людей.
придел св. Иоанна Богослова
придел св. архидиакона Стефана
придел св. Андрея Первозванного
придел преп. Антония Печерского
придел преп. Феодосия Печерского
Успение - Киево-Печерская, или Влахернская - Успение {3630} ( - )
Илья {6188}
[Патерик Печерский. 1702.]
Вокруг воссозданного собора сосредоточились торжества 950-летия Лавры.
03225 - малый
94139 - малый
собор кафедральный (1992 )
Замыкают улицу Экономические ворота, над которыми возвышается пятикупольная Всехсвятская церковь, построенная на деньги гетмана Ивана Мазепы. В круговой вертикальной композиции, в пятикамерной конструкции, в форме куполов и архитектурных деталей нашли яркое воплощение черты архитектуры украинского барокко и гражданского строительства.
Росписи интерьера выполнили в ~1915 ученики лаврской художественной школы под руководством известного художника И. Ижакевича.
00330_19 - малый
церковь Св.-Троицкая, надвратная
Экстерьер церкви часто обновлялся.
церковь Спаса на Берестове, вблизи Экономических ворот (~1115 )
Храм значительно изменился в ~1645, когда митрополит Пётр Могила обновил его, надстроив пять куполов, церковь приобрела черты барокко. В 18 - 19 вв. к западной стене была пристроена колокольня. Тогда же греческие и отечественные художники выполнили великолепные росписи интерьера, в частности композицию "Моление" с изображением Петра Могилы и князя Владимира. В 1970 в нартексе под росписями 17 в. реставраторы открыли большую фресковую композицию 17 в. "Чудесный лов рыбы".
Церковь была родовой княжеской усыпальницей Мономаховичей. В 1138 в ней похоронены дочь Владимира Мономаха - Евфимия, в 1157 - киевский князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, в 1172 - сын Юрия Долгорукого князь Глеб Юрьевич. В 1947 в храме установлено символическое надгробие Юрию Долгорукому в виде древнерусского саркофага. В 1982 отреставрирован интерьер храма, позолочены купола. Сейчас от первичного строения сохранился только западный притвор - нартекс.
У северной стены трапезной палаты, в ограждении, находятся погребения двух замученных русских патриотов - генерального судьи Запорожского войска В. Кочубея и полтавского полковника И. Искри, а также полковника Донского казачьего войска Ф. Фролова и премьер-министра России П. А. Столыпина.
Первый ярус обработан под руст, второй оснащён 32 доричными колоннами, стоящими групами между восьмью окнами.
На третьем ярусе были установлены колокола общим весом 5 тысяч пудов. Один из них, весом 1000 пудов, отлит либо в лавре Г. Лукиным, либо в 1732 российским мастером И. Моториным, автором "Царь-колокола". Другой, весом 1636 пудов, отлил в Москве П. Финляндский.
библиотека митрополита Флавиана (1908 )
В годы Великой Отечественной войны здание было повреждено, в 1963 восстановлено.
Со времени учреждения типография начала регулярно печатать книги. Первым ее изданием был "Часослов" (1616...17) - учебник для обучения грамоты. Среди других изданий - "Лексиконъ славеноросскій" Памви Беринди (1627) - первый в славянском мире словарь церковно-славянского языка на 7000 слов и имён с переводом и объяснением на старорусском языке. Очень популярным был "Синопсис" (1674) Иннокентия Гизеля, в котором подан краткий обзор отечественной истории с древних времён до 18 в. С начала 19 в. "Синопис" переиздавался около 30 раз и использовался как школьный учебник. Всего в типографии в течение её более чем 300-летнего существования увидели мир около 100 тисяч экземпляров разнообразных изданий. Лаврские книги выделялись высокохудожественным оформлением, красивым шрифтом, оригинальными гравюрами.
В годы Великой Отечественной войны здание было разрушено. Восстановлено оно в 1952...54.
В каждом лабиринте пещер есть по три подземных церкви с металлическими позолоченными иконостасами, в которых и в наше время проходят богослужения. В стенах пещерных коридоров остались окошки келий пещерных старцев-затворников, которые когда-то там уединялись и посвящали свою аскетическую жизнь молитвам и смирению. В пещерах выставлены для поклонения нетленные мощи лаврских святых.
церковь Крестовоздвиженская (1700 )
часовня
колокольня
00330_21 - малый
церковь Рождества БР (11 в., 1696 )
Во всей своей красоте стройная семикупольная церковь предстаёт перед глазами при выходе из галереи, проложенной со двора Ближних пещер на территорию Дальних пещер. С деревянной галереи открывается чудесный вид на днепровские склоны. Реставрирован храм в послевоенное время.
Красовский О., генерал, героей Отечественной войны 1812
Леонов М., генерал, участник освобождения Болгарии от турецкого порабощения в 1877...78
Леонов С., генерал, участник освобождения Болгарии от турецкого порабощения в 1877...78
Остен-Сакен Ф., генерал-фельдмаршал, героей Отечественной войны 1812
Путятин Е., адмирал
В годы Великой Отечественной войны кельи были разрушены. Восстановлены они в 1948...63.
монастырь Свято-Покровский мужской
придел трёх святителей
Учитывая уникальность лаврского архитектурного ансамбля, значение Заповедника в развитии отечественной и мировой науки и культуры, 14-я сессия Миждународного комитета ЮНЕСКО внесла Киево-Печерскую лавру в список памятников всемирного значения.
За время существования Заповедника его посетило более 43 миллионов туристов со всех концов мира. Экскурсии по Заповеднику проводят опытные экскурсоводы на украинском и русском, а также английском, французском, немецком, испанском, итальянском и румынском языками.
библиотека митрополита Флавиана
библиотека старолаврская
мастерская Всеукраинская реставрационная
Музей культа и быта
Музей нумизматики
Музей старинной строительной техники
Музей украинских древностей
частное коллекционное собрание П. Потоцького
типография Всеукраинской АН
собор Успенский
церковь Троицкая надвратная
церковь Спаса на Берестове
церковь Николаевская
церковь Крестовоздвиженская
церковь Всехсвятская
церковь Рождества Богородицы
церковь Аннозачатьевская
пещеры Ближние
пещеры Дальние пещеры
колокольни
крепостные каменные стены с башнями
мощи св. Никодима
рука св. Спиридона
|
|