Собор Рождества Христова
Nativity cathedral
история:
место:
Каргополь (1562 )
Kargopol
данные:
Адрес: Архангельская обл., Каргополь, Соборная пл.
Музей.
оформление:
Собор представляет собой сложенный из белого камня и кирпича шестистолпный пятиглавый трёхапсидный храм на подклете. Обращает на себя внимание близкая к прямоугольной внутренняя планировка боковых апсид подклета, тогда как его средняя апсида и все апсиды второго яруса изнутри и снаружи полукруглые. В образе внутреннего пространства храма исключительную роль играют квадратные, очень массивные столпы. Они размещены так, что средний продольный неф и трансепт имеют большую ширину, чем остальные нефы. Особенно узок восточный поперечный неф. Из пяти барабанов световыми являются только центральный и западные, расположенные над крайними западными угловыми компартиментами, восточные же барабаны изначально были глухими. Средний продольный неф и трансепт перекрыты коробовыми сводами без выявленных подпружных арок. От столпов к стенам переброшены пониженные подпружные арки, на которые опираются указанные своды, барабаны и коробовые своды третьего с востока поперечного нефа. Такое перекрытие этого последнего, пожалуй, является наиболее своеобразной чертой рассматриваемого интерьера. Дело в том, что коробовые своды упомянутого нефа сориентированы и расположены по высоте, как и своды трансепта. Вследствие этого в интерьере отсутствует ясно читаемый пространственный крест. Следовательно, данный памятник нельзя считать крестовокупольным храмом. В основаниях коробовых сводов продольного нефа и трансепта существуют карнизы, состоящие из двух полочек и четвертного валика между ними. Точно такие же карнизы имеются в основаниях сводов третьего с востока поперечного нефа. Значительно ниже описанных карнизов на столпах и стенах собственно храма имеются профилированные карнизы, отмечающие пяты пониженных подпружных арок. Причём эти карнизы проходят со всех четырёх сторон столпов, а не только там, где имеются пяты упомянутых арок. Наконец, в основаниях световых барабанов устроены карнизы, по форме близкие к валику. Однако в основании сводов этих барабанов и апсид какие-либо обломы отсутствуют. Нет карнизов в основании пониженных подпружных арок восточного поперечного нефа. Отсутствуют и профилированные базы в основании всех столпов. Описанный декор имеет явно выраженные ордерные черты, но не обладает характером целостной ордерной системы, призванной художественно выявить соотношение несомых и несущих частей здания.

Фасады основного объёма памятника расчленены пилястрами в соответствии с его внутренней структурой. Каждое из прясел первоначально, судя по сохранившимся фрагментам, завершалось закомарой. Основание здания было оформлено профилированным цоколем. Характерно, что на границе двух этажей здания отсутствует какой-либо карниз. На уровне пят ныне утраченных закомар расположен декоративный пояс, состоящий из балясин упрощенной формы, которые образуют между собой нишки с городчатым завершением. Сходный пояс оформляет венчающие части апсид. Нижний ярус тех же апсид украшен рядом вертикальных тяг, завершённых килевидными двухступенчатыми арочками. Довольно дробное оформление имеют барабаны храма. Южный портал, в отличие от перспективных западного и северного, увенчанных килевидными архивольтами и украшенных дыньками, представляет собой арочный проём, помещенный в простую неглубокую нишу.

В подтверждение мнения, что собор построен новгородскими мастерами, можно привести следующие аргументы. Смешанный тип кладки собора характерен для зодчества Новгорода того времени. По-новгородски трактованы чуть ли не все архитектурные элементы памятника. Но особенно красноречиво указывают на руку новгородских мастеров такие мелкие детали, как тонкие карнизы в верхних частях лопаток, срезанные углы алтарных столпов, оформление южного портала, архивольты с нижней выступающей полочкой аркатур апсид. Итак, собор построили новгородские мастера. Но важно, что они принадлежали к тому направлению новгородского зодчества, которое испытывало на себе сильное влияние московской и среднерусской архитектуры.

По композиции Рождественский собор ориентирован на тихвинский Успенский (1515), имеющий сходное расположение барабанов. Однако от последнего каргопольский собор отличается отсутствием внутренних настенных лопаток и наличием подклета. Характерно, что подклеты у шестистолпных пятиглавых соборов впервые появляются именно в середине 16 в. Такими храмами являются Смоленский собор (~1550) Новодевичьего монастыря, церковь Никиты Мученика (~1560) в Новгороде и казанский Благовещенский собор (1561...62). Следовательно, подклет рассматриваемого памятника возник в русле этого нового течения в русской архитектуре. Сочетание полукруглой средней и прямоугольных боковых апсид подклета находит аналогии в новгородской и псковской архитектуре 16 в.

Коробовые своды без выявленных подпружных арок каргопольского собора порождены новгородской архитектурной традицией. Но сама их парадоксальная комбинация, уничтожившая пространственный крест в интерьере, но не создавшая палатный тип перекрытия, как у московского Успенского собора, впервые рождена именно в рассматриваемом сооружении. Что же касается карнизов в основаниях данных сводов, то они, по-видимому, заимствованы у московского Архангельского собора (1505...08), но с оглядкой на Преображенский собор (1515) новгородского Хутынского монастыря. У последнего храма взята и идея карнизов в уровне пят пониженных подпружных арок. От того же Архангельского собора к каргопольскому перешли триумфальные арки алтарной части и сдвоенные окна среднего прясла западного фасада. Идея устройства декоративного пояса именно в основании закомар рассматриваемого памятника, очевидно, восходит к антаблементу Архангельского собора, но трактован этот пояс в духе декоративных фризов московской и среднерусской архитектуры 16 в. Различие в ширине восточных и западных барабанов также проистекает от Архангельского собора. У него же, а также у ряда других московских и среднерусских памятников заимствован и декор барабанов каргопольского собора. Однако следует отметить, что ещё до его строительства некоторые подобные декоративные элементы уже были почерпнуты из тех же источников новгородской архитектурой.

Перспективные западный и северный порталы памятника восходят к среднерусской архитектуре, но вряд ли непосредственно, так как и в зодчестве Новгорода 16 в. подобные порталы применялись, например, в упомянутой церкви Никиты Мученика. Аркатурно-колончатый фриз порождён, с одной стороны, старой традицией украшать соответствующие части новгородских и псковских церквей так называемыми арочными разводами, а с другой - килевидными аркатурами некоторых сооружений Новгорода, построенных незадолго до рассматриваемого памятника, таких как церковь Троицы (1557) Духова монастыря или церковь Никиты Мученика.

Из множества различных источников архитектуры каргопольского собора ясно выделяются два его основных образца: тихвинский и Архангельский соборы. Очевидно, они были указаны зодчим заказчиками храма.

Собор Рождества Христова является одним из наиболее своеобразных и значительных произведений новгородской архитектуры 16 в.

состав:
святыня:
икона
icon
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
сайт Мельник А.Г.
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik
Hosted by uCoz