Собор Парижской Богоматери
Notre Dame
история:
Собор начали строить в XII веке на месте, где находились две церкви - св. Этьенна (первомученика Стефана) и Парижской Богоматери, в свою очередь построенные на развалинах римского храма, посвящённого богу Юпитеру. Инициатором и организатором сбора средств на возведение нового собора был парижский епископ Морис де Сюлли. Весь город, от короля до последнего нищего, принял участие в его строительстве. Благотворительность была одной из форм благочестия, и каждый почитал за честь, а не за обязанность внести свою лепту денежным вкладом или посильным трудом. Первый камень собора заложен папой Александром III в 1163.

Архитектор собора, которого с полным правом называют гениальным, считавшимся "не со своим временем, а с вечностью", остался неизвестным. Сохранились имена некоторых мастеров, скульпторов и художников, "строителей и благоукрасителей" храма. Из них два парижских мастера, Жан де Шелль, руководивший работами по возведению боковых фасадов собора, и Пьер де Монтрей, завершивший его южный трансепт, были художниками "тончайшими, изощрённейшими", "мужами учёнейшими и честнейшими", которых даже называли "учёными дел геометрических".

Собор, как это было принято в средневековой Франции, был центром и духовной, и общественной жизни столицы. Под его сводами устраивались празднества и ставились мистерии, заключались разного рода сделки, перед далекими путешествиями оставлялись на хранение драгоценные вещи, выставлялись на всеобщее обозрение редкости, какими были когда-то, например, слоновые бивни или китовый ус. На площади перед собором, сейчас увеличенной в шесть раз, перестроенной и заасфальтированной, когда-то кипела совсем другая жизнь. В средние века она была застроена лавочками, мастерскими ремесленников и всякого рода домишками. По вечерам булочники имели обычай здесь распродавать по дешевым ценам оставшийся хлеб и битые яйца.

8 сентября в день Рождества БР на соборной площади устраивались луковые и цветочные ярмарки, в последний день Великого поста - живописная ветчинная ярмарка, "окорока как бы вырастали из под земли", так их было много.

При короле Иоанне Добром парижане дали обет каждый год приносить к собору свечу длиною в город. Даже если в это время весь Париж размещался на нескольких небольших островах, это была всё-таки очень длинная свеча. Город всё разрастался, и с начала XVII века свеча была заменена лампадой в форме корабля, геральдического знака Парижа.

1-го мая на площади перед собором собиралась корпорация парижских ювелиров, приносивших в дар Богородице зеленое молодое деревце.

В 1638, в знак благодарности за появление долгожданного наследника, король Людовик XIII приказал возвести новый центральный алтарь и украсить хоры собора. "Древний готический алтарь, пышно уставленный раками и ковчежцами", был заменен новым, "тяжеловесным саркофагом". Пьедестал скульптурной группы "Оплакивание", работы Николя Кусту, был украшен бронзовым барельефом "Положение во гроб", работы Ван Клева. По обеим сторонам - короли Людовик XIV, работы Антуана Куазевокса, и Людовик XIII, работы Гийома Кусту. Король протягивает Богоматери корону и скипетр.

"Скульптурный и резной наряд собора" сильно повреждён во время Великой Французской революции. Скульптуры, "одни за то, что были в митрах, другие за то, что их головы венчали короны", были разбиты, церковная утварь и колокола пошли на переплавку. В соборе устроили продовольственный склад, затем было принято решение о его продаже с торгов (одним из предполагаемых покупателей был французский социалист-утопист Сен-Симон), одно время думали снести его совсем. В период революции собор превращают в храм Разума, даже устраивают "всенародное празднество в честь Разума". Богиню Разума изображала балетная танцовщица Тереза Анжелика Обри, которую, по словам Бунина, заставили играть "самую дикую и постыдную роль в кощунстве ещё более неслыханном, чем все прочие".

Собор вновь становится действующим в правление Наполеона Бонапарта. 2 декабря 1802 в нём состоялась церемония его коронования. За всю историю Франции только Наполеон I и английский король Генрих VI были коронованы в Нотр-Дам. По традиции коронование на престол французских королей происходило в соборе города Реймса, хотя обычай требовал, чтобы в первый же приезд в столицу ими был отслужен торжественный молебен в Соборе Парижской Богоматери.

До середины XIX века собор находился в плачевном состоянии. Внимание к нему привлёк роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", опубликованный в 1831. После выхода книги имя писателя стало неотделимо от парижского собора настолько, что даже своей формой, как кажется многим, он напоминает начальную букву имени Гюго (Hugo) - "Н". В это же время начинаются работы по его реставрации.

Собору угрожала опасность во время парижской Коммуны. Архиепископ, настоятель собора, был убит повстанцами. Коммунары устроили в центре Нотр-Дам костёр и собирались его поджечь. В последний момент один из них предупредил об опасности, благодаря чему собор был спасён и на этот раз.

Время наложило свой отпечаток на его облик, но время "вернуло собору, быть может, больше, чем от-няло: оно придало его фасаду темный колорит веков", - писал Гюго. Ему вторит Виоле ле Дюк: "Если бы камни собора могли заговорить, то они рассказали бы всю историю Франции".

место:
Париж (1163...1257 )
Paris
оформление:
Арх. Жан де Шелль, Пьер де Монтрей, Пьер де Шелль, Жан Рави.
Южный фасад заложен в 1163, завершён в 14 в.
Пятинефная базилика вмещала до 9 тысяч человек.
В середине XIII в. встроены боковые капеллы между контрфорсами и увеличены выступы трансепта, в конце XIII — начале XIV веков были завершены капеллы хора. Красивейшая часть собора — западный фасад, обладающий гармоничностью пропорций и спокойным равновесием масс. От зданий зрелой французский готики собор отличается большей массивностью форм. Гладь стены западного фасада не замаскирована кружевом каменной резьбы, а толстые столбы центрального нефа подчёркивают тяжесть лежащих на них сводов. Башни фасада несколько грузны, а скульптурный декор строго локализован. Чрезвычайно тонкой работы роза фасада, вероятно конца 1220-х годов, — единственное, что сохранилось от витражей XIII века. Мало что осталось и от скульптуры Собора Парижской Богоматери, наполненной уникальным чувством живой природы: даже традиционные пальметки и аканты заменены здесь изображениями листьев каштана и дуба.
Собор, построенный в основном по романскому базиликальному плану, сохраняет всю "мощь и царственность старинной базилики", но в то же время, по определению Гюго, "это уже не храм романского стиля, но это еще и не вполне готический храм".
Зрелая готика отмечена вертикализмом линий, динамической устремленностью ввысь.
Собор почти квадратный по форме (41 м в длину, 43 м в высоту). Из двух башен собора левая немного шире, чем правая. По первоначальному проекту они должны были быть увенчаны островерхими шпилями. При строительстве, как только высота башен достигла 69 м, было решено от них отказаться, чтобы не нарушать уже создавшейся гармонии пропорций.

Центральный фасад собора как бы разделен на три этажа простыми, ясными горизонтальными линиями. Первый этаж состоит из трёх порталов - центрального и двух боковых. По своим размерам центральный портал явно отличается от двух других. Различие боковых не столь очевидно, хотя и несомненно. Избавляя глаз от строгой монотонности и создавая при этом впечатление симметрии, оба боковых портала в то же время не одинаковы по размерам и по форме. Левый - ниже и завершается не аркой, как правый, а острым углом треугольника.

святыня:
венец терновый

икона

icon колокол
bell посеребренная купель работы грузинского православного скульптора-ювелира Гуджи (1987 )

орган

рельеф

relief роза статуя
statue
предмет с изображением: