Казанский собор
Cathedral of Virgin of Kazan
история:
Собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина в 1801...11. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы.
В ноябре 1800 Павел I повелел воздвигнуть, вместо церкви Рождества БР, собор во имя Казанской иконы БМ. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.
Тома де Томон проектирует собор круглым в плане, размещая в толще его стен также круглую алтарную часть.
Ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: "Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел".
Однако уже 14 ноября император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным.
Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 получил от АХ звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800, по представлению президента АХ Строганова, - звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина.
После долгих мучительных творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает план Парижского дома инвалидов и фасад собора св. Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора св. Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского пр. Купол более стройный и легкий, чем купол собора св. Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св. Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский пр. - парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую ул. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающими зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании.
По проекту предполагалось возведение двух колоннад - с северной и южной сторон храма и создание вокруг храма трех площадей - с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами - проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской ул.
В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества БР, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800, через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: "Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину".
К январю 1801 составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.
Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как "производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения". Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова.
Дело началось с очистки площади под строение. Здесь теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам выдали при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: "Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче".
Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент.
Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что "благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, - основание святому храму положил".
Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнёсся к закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 император, вдовствующая императрица Мария Федоровна, великие князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом.
Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым облицованы стены собора св. Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасны при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, прибегли к своеобразной шпаклёвке - затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-жёлтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.
Что же касается внутренней отделки собора, то здесь Воронихин широко использует мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир, яшму и особенно финский гранит, добывавшийся в районе Пютерлакса под Выборгом. Всеми работами по мрамору и граниту руководил все тот же Самсон Суханов, уже широко известный своими работами в Петербурге, Царском Селе, где он создал великолепную террасу, Павловске. Основные работы по мрамору в Казанском соборе, прежде всего, тончайшая резьба по мрамору, украшающая царское место - дело рук талантливого самоучки Самсона Суханова.
Основанием здания служит высокий цоколь из крупных монолитов серого сердобольского (сортавальского) гранита. Пол внутри здания мозаичный, облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Из такого же мрамора сделаны Царское место и кафедра. Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Кроме того, в отделке собора использованы эстонские доломиты, алтайские порфиры и другие породы исключительно отечественного происхождения.
Особого внимания заслуживают внутренние колонны собора, являющиеся одновременно его главной несущей частью и главным декоративным украшением. Воронихин сам побывал на приисках и карьерах, где добывался камень, применяемый при строительстве собора.
Осенью 1801 во дворце А.С.Строганова состоялась свадьба Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. В свадебное путешествие новобрачные направились на Карельский перешеек. Посетив эти места, Воронихин пришел к выводу, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора. Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает - "гнилой камень". Видимо он назван так в связи с тем, что выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнувших гнилью. Выборгский гранитный массив рапакиви - крупнейший в мире.
Ломка гранита близ Выборга началась в 1803. Здесь работали люди, присланные комиссией из Петербурга. В основном это были русские крестьяне из Ярославской, Вологодской и других близлежащих губерний. Численность рабочих на выборгской ломке достигала 350 человек. Техника выломки гранита мало изменилась со времён античности: металлические клинья и штанги для бурения, кувалды, вороты, полиспасты, бревенчатые катки. Процесс выломки требовал много времени, опыта и сноровки каменотеса. Сначала снимался верхний слой скалы, подвергшийся длительному воздействию солнца, мороза, дождей и ветров, обнажая гранит в первозданном виде. Затем в отвесной скале очерчивалась по размерам форма параллелепипеда, предполагаемого к отделению от скалы. Затем шла длительная, кропотливая и опасная обработка. С помощью катков и ваг гранитные монолиты весом до 30 т погружали на корабли, которые доставляли их в Петербург. Долгий путь заканчивался на берегу Невы у Адмиралтейства. После разгрузки колонны снова при помощи катков перемещали в мастерскую на Конюшенной ул., где в результате обработки они приобретали завершенный вид. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 000 рублей. Всего доставлено и установлено 56 колонн.
Иностранцев, живших в России, изумляли русские рабочие, строившие собор. "Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно их копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; работы продолжались даже ночью несмотря на зимнее время и 13 - 15о мороза. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна".
Между тем, становилось ясно, что в изначальный, установленный Павлом I срок, собор не построить. Слишком обширным был объем работ, а средств явно не хватало.
К тому же на темпы строительства отрицательно влияли внешнеполитические события, те беспрерывные войны, которые вела Россия в начале 19 в. Тем не менее работы велись широким фронтом и темп их нарастал. Большие трудности принес Воронихину 1804, когда возник его спор со Старовым по поводу прочности спроектированных им подкупольных перекрытий и перекрытий проездов колоннады. Дело дошло до того, что пришлось строить модель проезда в одну треть натуральной величины из тех же материалов. Модель прекрасно выдержала испытания, что укрепило авторитет Воронихина, но не могла не сказаться на темпах строительства. Только в 1808, после смерти Старова, Воронихин был введен в комиссию и получил широкую самостоятельность. Здесь опять же сказалась его поддержка графом Строгановым.
В том же 1808, начавшемся с перерасхода в 832 000 р., выяснилось, что для завершения работ понадобится еще 1 352 384 р. Правительству пришлось делать новые ассигнования. Однако работа пошла быстрее.
Наступил 1811. Уже возведен купол (высота собора 71,5 м), и заканчивались внутренние отделочные работы. В городе с восторгом говорили о новом соборе, о нём часто писали в периодической печати. "Все огороженное место вокруг строящегося храма, - писал современник, - равно как и вход во внутренность его…оставались открытыми для любопытных… Мне иногда случалось входить в достаивающееся здание и нельзя было не подивиться богатству, расточаемому для его внутреннего убранства". В марте 1811 Комиссия обратилась к Строганову с письмом, в котором просила запретить допуск в собор посторонних лиц, как мешающих строительству.
К осени 1811 строительство собора в основном закончено. Правда предстояли ещё большие доделочные работы, а долг Комиссии достигал 176 500 рублей, но Строганов надеялся получить не только эту сумму, но и добиться разрешения на работы второй очереди, стоимость которых превышала 2 миллиона рублей. Речь шла, прежде всего, о сооружении южной колоннады собора.
Но основная цель строительства достигнута - храм возведен.
15 сентября 1811, почти через 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I собор торжественно освящён. Освящение совершал митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Два года спустя была разобрана и находящаяся уже на территории нового собора церковь Рождества Богородицы. Жизнь нового храма началась.

Князь М.И.Кутузов, вождь русской армии в Отечественную войну 1812 года, возложил образ БМ на себя, вверяя себя Ее всесильному охранению и помощи. После разгрома армии Наполеона он все серебро, отнятое казаками от французов, принес в дар Казанскому собору, считая победу над врагом проявлением милости Царицы Небесной.

После 1812 вера в чудотворное заступление БР ради молитв пред Её чудотворным казанским образом ещё более возросла у жителей СПб, считавших БМ в лице Её чудотворной Казанской иконы Покровительницей северной столицы.
Собор был любимым храмом российских императоров, его часто посещали члены императорской фамилии.
Англичанка леди Блумсфильд, которая была в России в ~1850, пишет в своих воспоминаниях: "Государь всегда ездит в Казанский собор перед отъездом из Петербурга и по возвращению из путешествия. Он ездит туда без всякого почета и церемоний, и, став на колени перед алтарем, молится".

The cathedral became a memorial of the Russian-French war of 1812.

Many trophies of the Napoleonic campaign are displayed there.
On the square in front of the cathedral stand two statues honouring the generals under whose command the Russian armies fought the French.
В 1813 собор передан из придворного ведомства в епархиальное.

В 1814 в связи с падением внутренней штукатурки собор осмотрен группой архитекторов в составе Демерцова, Кваренги, Михайлова, Стасова и других, решивших заменить лепную декорацию стен и сводов росписью под лепку. При этом погибли алебастровые барельефы парусов и живопись купола, исполненная Шебуевым В.К. Новую роспись выполнил художник Каноппи А. Замена лепного декоративного оформления росписью значительно обеднило интерьеры.

К столетию храма проведен большой реставрационный ремонт, которым руководили епархиальный зодчий А.П.Аплаксин, А.А.Парланд и художник Э.К.Липгарт. Живопись подновили М. С. Судковский и Н.А. Бруни.

В 1929 собор закрыт для богослужений и переоборудован под музей истории религии и атеизма.

В 1991 восточная часть храма передана церковной общине.
Первую после многолетнего перерыва божественную литургию в соборе совершил священник Князь-Владимирского собора Григорий Красноцветов.
30 мая 1994 купол собора вновь увенчан крестом.
Завершается восстановление главного иконостаса собора.
С конца 1999 указом святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II собору возвращается статус кафедрального.
В 2001 начались реставрационные работы в западной части собора. Из бюджета выделены 2,8 млн. рублей на первоочередные работы по реставрации и усилению конструкций оснований западного портика (крыльца и паперти), а также ликвидации аварийных участков несущих конструкции подвальной части западного крыла собора. Тендер на реставрационные работы выиграла компания «Лира» (генеральный директор Ипанов Владимир Иванович). Эта организация положительно зарекомендовала себя при реставрации цокольной части Инженерного замка.
4-8 июля 2004 в соборе пребывала на пути домой Тихвинская икона {3828}.
13 января 2005 включена художественная подсветка собора.
место:
СПб
St.-Petersburg
архитектура:
Арх. А.Н.Воронихин (1801...11).
It is the major work of the Russian architect Voronikhin and a real masterpiece of High Classical style.
Величественное здание коринфского ордера. В плане собор представляет собой четырехконечный крест. Нижняя, западная часть креста вдвое длиннее трех остальных. Восточная, алтарная часть оканчивается полукругом. Западная, южная и северная части храма изнутри также имеют полукруглую форму. Снаружи они украшены красивыми портиками. На южном и северном портике поставлены по 20, а на западном - 12 круглых, коринфского ордера колонн. Длина собора с алтарем 34 саж. 1 арш.. Ширина от входа у западных дверей между стенами 12 саж. 1 арш.. Ширина от южных дверей до северных - 26 саж. 2 арш. Высота от пола до верхней части креста 33 саж. 8 вершк. Внутри собор имеет очень величественный вид, в особенности при входе в него через западную дверь. Здесь украшением служат 56 круглых отполированных, в два ряда расположенных колонн из финляндского цельного гранита, с бронзовыми, позолоченными, коринфского ордера, капителями и медными базами. Каждая из внутренних колонн имеет в высоту 5 саж. 4 арш. и 1/2 саж 1/4 саж в диаметре. Колонны расположены в следующем порядке: от пространства между подкупольными пилонами они расходятся в четыре стороны: четыре пары на востоке, четырнадцать пар на западе и по пять пар к югу и северу. Соответственно рядам колонн на стенах и у подкупольных пилонов расположены пилястры, а в углах - полупилястры, отделанные в стиле колонн. Капители колонн и пилястров коринфского ордена. У колонн капители бронзовые, у пилястров - каменные (алебастровые). Каждая капитель весит около 35 1/2 пуда, каждая база около 23 пудов. От северного портика распахивается полукруглая колоннада, каждая сторона которой равняется 20 саженям. Обе стороны колоннады, включая колонны в проездах, состоят из 84 круглых колонн коринфского ордера из известкового желто-серого пудожского камня. Всего колонн вокруг собора 136. Высота каждой наружной колонны 6 саж. 3/4 арш., диаметр внизу 2 арш., вверху - 1 арш. Пол колоннады гранитный. Напротив западных дверей собора сделана чугунная, в виде полукруга, решетка. По краям решетки предполагалось на гранитных пьедесталах поставить колоссальные, из цельного гранита, изображения св. апостолов Петра и Павла. Главный вход в собор расположен с северной стороны.
К собору со стороны Невского пр. примыкает колоннада из 96 колонн, поставленных в четыре ряда. Колоннада охватывает полукруглую площадь и заканчивается с 2 сторон монументальными порталами. С северной и западной сторон колоннады обрамляют также фасады. Всего вокруг собора 136 колонн, их высота 13 м, толщина внизу около 4 м, наверху - 3 м. Купол диаметром 17 м выполнен на основании из металлических деталей.
The colonnade of the cathedral is made up of 144 columns.
состав:
престол Казанский, главный
church of Virgin of Kazan придел Рождества БР, справа
chapel of Birth of Virgin придел свв. Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, слева
chapel of SS Anthony and Feodosy звонница церковь св. Николая, домовая
church of St Nicholas Благотворительное Общество вспомоществования бедным прихода СПб. Казанского собора (1877 )
святыня:
балюстрада предалтарная серебряная

барельеф Павла I

барельеф Александра

венцы

crowns Голгофа с частицей Живоносного Гроба дарохранительница дарохранительница двери северные доски памятные каменные об освящении собора

евангелие

Gospel икона
icon иконостасы кадило
кафедра
cathedra ковчег

ковш

крест
cross крест манифест 1815 года о Священном союзе

место царское

tsar place могила М.И.Кутузова
tomb of Michael Kutuzov набор облачение соборное священнослужительское
оклад напрестольного Евангелия паникадило в 180 свечей послание Синода об убийстве Александра II

потир

символы Веры, Надежды и Любви скульптура
sculpture сосуды, подаренные собору государем императором Александром Павловичем 12 декабря 1815 трофеи
хоругви
духовенство:
митрофорный протоиерей Павел Красноцветов, настоятель собора
протоиерей Е.И.Мегорск, настоятель собора ( 1909 )
протодиакон собора отец Феодоров ( 1915 )
староста собора:
Копосов ( 1811 )
граф Н.Ф.Гейден ( 1888 )
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik
Hosted by uCoz