Успенский собор
Dormition cathedral
- история:
- Заложен в 1101 Владимиром Мономахом.
- Он принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нём образ Божией Матери Одигитрии.
- К ~1145 относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе.
Его северную, самую высокую площадку занимал Мономахов собор.
К северо-востоку от собора, на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу небольшая княжеская церковь.
Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные.
Детинец был обнесен стеной с башнями и валом.
Это известно из раскопок ~1965, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н.Н.Воронина и доктора исторических наук П.А.Раппопорта.
- До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы.
- Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь.
- В 1609 польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России.
В сентябре 1609 польское войско осадило Смоленск.
Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы.
Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев.
3 июня 1611 Смоленск был взят.
Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы.
Взрывом была разрушена значительная часть собора, - практически, весь верх.
Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костёл.
- После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным.
- В 1674-75 здание было окончательно разобрано.
Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения собора, который приказано заложить на прежнем месте.
Для ведения строительных работ из Москвы прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
- 2 августа 1677 собор заложен.
Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон.
За неусыпное попечение в этом деле архиепископа Симеона царь возвёл в сан митрополита и пожаловал ему шестёрку лошадей.
- Но с 1679 работы по постройке собора должны были приостановить и надолго.
Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами и, когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ.
- В 1712 старанием преосвященного Дорофея работы возобновились.
При этом, чтобы предотвратить опасность, алтарь уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
- Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728, предпринял решительные меры к окончанию строительств собора.
Автором проекта достройки собора считается архитектор Шедель.
Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами.
Стены и потолки украшены иконною живописью, расписан иконостас и 13 августа 1740 собор освящён.
Непрочность собора обнаружилась сразу - опасные трещины появились в сводах и куполах.
Решено тёсовую крышу заменить жестяной.
- К 1760, в это время Смоленской кафедрой управлял преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился.
Тогда, по ходатайству владыки дано было позволение на новую переделку верхних сводов.
Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того сам преосвященный собрал значительные пожертвования - 45 тысяч рублей.
На эти деньги пр. Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил.
Архитектор Пётр Обухов перестроил главы собора.
Вместо семи глав было сделано 5.
Хотя не было симметрии, устроены они были прочно.
Вместо большого каменного купола был сделан деревянный.
Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
- В 1772 собор окончательно построен, с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.
- При пожаре 1812 года собор уцелел.
По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича, французским командованием к собору была приставлена охрана.
По композиции собор повторяет многие древние Успенские соборы.
В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века.
- место:
- Смоленск
- Smolensk
- этап:
- 1101 - 1674...75.
- 1677...79, 1732...40.
- оформление:
- Каменный.
- Арх. А. Корольков, Антон Иванович Шедель.
- Пятиглавый, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой.
- Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые сответствуют внутреннему делению помещения.
Между лопатками - окна в два яруса: нижние - с арочным завершением; верхние - круглые.
Наличники окон украшены элементами барочного стиля - лентами, зубчиками.
Собор имеет три портала - входа.
Главный, западный портал с застеклённым крыльцом, построенным в 1890.
Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками.
Стены завершает грузный карниз.
Барабаны глав прорезаны окнами.
Убранство барабанов - пилястры и фронтончики лучковой формы.
Внутреннее пространство собора очень обширно - собор занимает площадь более 2000 кв.м.
Высота стен четверка - 29, 7 м.
Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа.
На высоте 18,65 м устроены хоры.
- состав:
- престол Успенский
- church of Dormition
- святыня:
- иконостас {5280}
- altarpiece
- придел Смоленский
- chapel of Virgin of Smolensk
- история:
- В 1900 владимирский живописец Парилов вновь переписал иконы в алтаре.
- придел Собора смоленских святых
- chapel of Assembly of saints of Smolensk
- место:
- у западного угла здания, в усыпальнице
- оформление:
- 1983.
- ризница, маленькая, примыкает к северо-восточному углу собора
-
школа воскресная (1989 )
-
- святыня:
- евангелие напрестольное, подписанное императрицей Екатериной II
- Gospel
- икона
- icon
- автор:
- Дурницкий П.
- Peter Durnitsky
Мастицкий А.
- Andrew Mastitsky
Олицкий Ф.
- Theodor Olitsky
Морозов
- Morozov
- история:
- В 1888 все иконы были переписаны этим московским художником.
- Трусицкий С.М.
- Sila Trusitsky
- название:
- БР и Младенец, запрестольный образ, сохранился в первоначальном виде
- Virgin and Child
Смоленская
- Virgin of Smolensk
- подлинность:
- оригинал {3103} (1101 - 1941)
- original
список {5278}
- copy
- техника:
- резьба
- carving on wood
- история:
- Особенностью интерьера является обилие в нём деревянной скульптуры.
- кафедра
- оформление:
- Образец резного искусства.
- плащаница ”Положение во гроб”
- история:
- Как гласит вышитая на ней у ног Христа надпись, плащаница вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561.
- Княгиня Старицкая, тётка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна.
- В 1563 она сослана в Горицкий монастырь близ Кириллова.
- Мастерские княгини Старицкой славились свои искусством, так же как и мастерские “светлицы” Анастасии Романовны.
- Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой: в Троице-Сергиевом монастыре (1561) и Русском музее (1560).
- Плащаница, находящася в Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенскй собор Московского Кремля.
Из него вместе с другими ценностями плащаница похищена французами в 1812 и отправлена во Францию.
Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.
- место:
- на левом опорном столбе
- оформление:
- 1561.
- предмет с изображением:
- сень, великолепная остроконечная, поставлена над престолом на резных золочёных колоннах
- духовенство:
- протоиерей Виктор Никитский ( 1954 )
- история:
- При нём изготовлен оклад на Смоленскую икону {3781}.
- предмет с изображением:
- посвящённый предмет:
- сайт
Храмы Смоленщины
|
|
| |