Нилово-Столобенская пустынь
Desert of St Nil Stolobensky
история:
Основателем обители на месте подвигов преп. Нила и первым его настоятелем был иеромонах Герман из Николаевского Рожковского монастыря. Родился он недалеко от Столбного острова и с детства слышал о жизни и подвигах отшельника. Он, вместе со странником-холмогорцем Козьминым, с помощью боголюбивых христиан, построил на острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня. Остров давно уже стал местом паломничества. Прожив на острове вместе с игуменом новгородским Антонием три года, устроил он над могилой гробницу и накрыл её покровом. От гроба преподобного непрестанно истекали чудеса и исцеления, и явно было, что Бог желает проявить светильник благочестия.
В 1594 иеромонах Герман испросил у патриарха Иова разрешение открыть на острове иноческую обитель с общежительным уставом. По грамоте патриарха наречена она Ниловой пустынью, а первым игуменом стал сам Герман.

В годы Смуты бедная пустынь была дотла разорена и сожжена и только благодаря чуду не исчезла с лица земли. Жизнь здесь надолго замерла. Но свято место пусто не бывает, и в 1620-е годы монашеская жизнь на острове Столбном возобновилась. Земли вокруг острова Столбный и сам остров принадлежали боярину Б. Лыкову, который считал преп. Нила Столобенского своим небесным покровителем и оказывал монастырю всяческую поддержку. В 1629 Б. Лыков подарил монастырю соседний остров Городомлю. Настоятелем монастыря в те годы был энергичный, образованный игумен Нектарий. Благодаря его деятельности в монастырь потянулись и другие богатые вкладчики: боярин Колтовский, князь Дмитрий Михайлович Пожарский, князья Трубецкие и, наконец, сам царь. На эти вклады Нектарий заново отстроил монастырь.

В 1635 в монастыре появился второй храм.

С середины XVIII века начался упадок пустыни.

В 1665 сгорели все деревянные постройки. На восстановление царь пожертвовал 200 рублей, кроме того, обитель к тому времени и сама уже располагала немалыми средствами. На эти деньги началось каменное строительство.
В 1680...98 построена Казённая палата с казначейскими кельями.
В 1751 к палате пристроили архиерейские кельи.
С 1764 пустынь числится за штатом.
В 1766 завершено строительство каменной стены с башнями.

Наиболее интенсивное строительство велось в монастыре в XVIII веке. Руководил работами подрядчик Фома Павлов, крестьянин подмонастырской слободы Троицкого Селижаровского монастыря, высокоодарённый мастер. Более десяти лет он проработал в пустыни.

В ХIХ в. построены набережная, Архиерейская пристань (1813), Светлицкая башня (1863), трапезная, братские корпуса. Монастырь имел Гостиный и Конюшенный дворы, доки, кузни, мастерские, больницу, гостиницу, школу, два парохода.

В целом застройка монастыря получилась больше похожа на светско-дворцовую петербургскую, чем на монастырско-крепостную соловецкую. Несмотря на различие функциональных, стилистических, хронологических особенностей, все здания Ниловой пустыни представляли единый и гармоничный архитектурный комплекс, являющийся ныне уникальным архитектурным и ландшафтным памятником мирового уровня. В общей сложности в пустыни стоят пять каменных церквей и 25 каменных зданий. По сути, это целый город на острове. Богатейшую в России обитель создавали многие известные зодчие: К. Росси, А. Мельников и И. Шарлемань, А. Баттани, тверские архитекторы И. Львов, и Е. Свинкин, Ф. и И. Ананьины.

В начале ХХ в. пустынь являлась наиболее посещаемой, по количеству паломников, российской святыней и второй в мире, после Гроба Господня. Представители тверского духовенства в унисон с местными историками утверждают: до революции пустынь была самой посещаемой обителью в православном мире. Более популярной среди верующих, чем Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры. Церковные архивы свидетельствуют, что за год здесь бывали 100 тысяч паломников, а в день обретения мощей преп. Нила Столобенского - 9 июня - стекались до 35 тысяч человек.

Пустынь славилась своей традицией старчества. Ниловские старцы-схимники - Нектарий Боголеп (Теляшин), Иоанн (Бартеньев), Алимпий (Попов), архимандрит Серафим были верными последователями преп. Нила, свято соблюдая традиции подвижнической жизни.

В 1927 монастырь закрыт, а на настоятеля монастыря архимандрита Гавриила состряпали дело и отдали его под суд (по другим источникам - на епископа Гавриила и архимандрита Иоанникия).

В монастыре устроена детская трудовая колония, а перед самой войной - концлагерь для 6311 пленных польских офицеров, о чем свидетельствует католический крест, установленный у въезда в монастырь. В 1940 они были расстреляны и захоронены близ села Медного. До сих пор на колокольне, где вместо часов вставлены круглые жестянки с нарисованным циферблатом и стрелками, застывшими на без десяти двенадцать, видны еще турели для пулеметов и прожекторов. Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился госпиталь, после войны - лагерь для бывших советских граждан-репатриантов, в основном - солдат Красной Армии, вернувшихся из фашистского плена. В 1960-е годы в монастыре был устроен дом инвалидов. К тому времени постройки монастыря уже находились в аварийном состоянии. Только в 1970-е годы в обители начались реставрационные работы в связи с решением устроить в ней турбазу "Рассвет". Эти работы растянулись на двадцать лет. В конце 1990 пустынь возвращена РПЦ. Священноархимандритом монастыря стал епископ Тверской и Кашинский Виктор.
В начале 1991 обитель возобновила своё служение.
Первый молитвенный постриг совершён наместником монастыря архимандритом Вассианом 9 июля 1993, в конце Петрова поста.
В обители подвизаются 3 иеромонаха, 2 иеродьякона и 1 рясофорный инок; в 1999 иеромонахов - 5, послушников - 10. Общее число насельников, послушников и трудников достигает 50 человек. Правда, живут монахи в обители только с весны по осень. Все силы идут на реставрацию храмов и часовен, бытовые условия не приспособлены для зимовки.
В 1994 торжественно отмечено 400-летие обители.
Сейчас монастырь открыт для посещения многочисленных экскурсантов и паломников. Можно посетить храм, приложиться к мощам, подняться на колокольню, откуда открывается панорама озера, островов, деревень и храмов по берегам.
место:
озеро Селигер
данные:
монастырь мужской
male monastery

управление монастырем архимандричье

оформление:
состав:
собор Богоявления Господня
cathedral of Epiphany
храм Всех святых, больничный с кельями
church of All Saints
церковь Богоявления Господня
church of Epiphany
церковь Крестовоздвиженская
church of Erection of True Cross
церковь Покровская
church of Intercession
церковь св. Иоанна Предтечи и Покрова
church of St John the Baptist and Intercession
церковь св. Нила Столобенского
church of St Nil Stolobensky
церковь свв. Петра и Павла
church of SS Peter and Paul
часовня
chapel
ризница
колокольня
башня Светлица
tower
двухэтажный корпус для почётных гостей
трёхэтажный странноприимный дом
трапезная палата
пустынь Вселуцкая Ново-Соловецкая
desert
подворье
yard
святыня:
духовенство:
архимандрит Вассиан, наместник
архимандрит Гавриил ( - 1927)
игумен Герман (1594 - )
Нектарий, приемник Германа
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
сайт sobory
праздник:
9.VI / 27.V - праздник обретения мощей св. Нила Столобенского, совершался крестный ход с обнесением мощей св. Нила вокруг монастыря

9.VII / 26.VI - праздник перенесения мощей св. Нила Столобенского

Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik
Hosted by uCoz