Строительством монастыря занялся Фёдор Дмитриевич Сырков. Он перенёс крестьянские дома, находившиеся рядом с собором, в сторону д. Киселёво, устроив там посад с торговой площадью. Использовав природные условия - берег Тихвинки с севера, болото с юга, заливаемые низины перед Вязицким ручьём на западе, - Сырков обезопасил новый монастырь, создав эффективную оборонительную систему непроходимых пространств перед бревенчатой стеной. Прясла по всем правилам фортификационного искусства укреплялись земляной насыпью и представляли собой "тын стоячий" с двумя воротами. Вторая линия обороны - деревянные келейные корпуса, выстроенные "четверообразно" вокруг собора. Их ряды к югу от собора как бы разрывала деревянная Покровская церковь с трапезной и звонницей.
Об укреплениях обители упоминается в 1610, когда игумен Иосиф ответил отказом на требования боярина королевича Владислава Салтыкова дать “даточных людей”, ссылаясь на то, что ”около монастыря острог поставлен и ров копан собою, а не пособлял никто”, и на то, что несение караулов на тихвинских укреплениях также лежит “на монастырских крестьянах и бобылях Тихвинского посаду”.
В 1613 Тихвин стал центром военных действий. Трижды шведские войска осаждали монастырь. Но Царица Небесная не оставляла милостью своею осаждённых, поражая страхом врагов, которым мерещились со всех сторон наступающие на них бесчисленные русские войска. Истощенная войной и пожарами (наиболее сильным из которых был пожар 1623, повредивший все монастырские строения), обитель смогла восстановиться в прежнем величии лишь к ~1650.
В качестве особой привилегии, в знак чести, архимандриты монастыря при богослужении стали пользовались преимуществами, присвоенными епископскому служению.
После 1917 монастырская община преобразована в трудовую артель.
Тихвинский Св.-Успенский
I
В 1936 закрыт.
1624
Тихвинская
Тихвинская-Ополченная {3833}
На пилястрах арки малых ворот богомольцы видели изображение преподобных Петра Афонского, Онуфрия Великого, Антония Дымского, Мартирия Зеленецкого, Марка Фраческого, и Макария Александрийского. Своим видом, излучавшим какой-то внутренний свет, старцы словно говорили, что только уподобясь им, их вере, их образу жизни, можно пройти вратами тесными в святой рай вечного небесного блаженства. Проходящие под аркой больших ворот богомольцы видели изображенных на пилястрах Святого Иоанна Златоустого с ликами архидьяконов Лаврентия и Стефана.
Под сенью Большой арки Святых ворот был изображен Спаситель, благославляющий преклонившихся к Его ногам преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. В поясе - надпись: “Божиею помощью Его Богоматери подписаны сии Святые ворота лета 1662 августа в 13 день, при настоящей власти сего монастыря и обители”. Рядом под сенью малой арки Святых ворот изображено Знамение, а под ним - Свв. Иоанн Чудотворец и Серапион. В дуге - окончание надписи, идущей в поясе больших ворот: “При архимандрите Иосифе и при келаре старце Ионе Баранове с братиею”.
игумен Корнилий
|
|