Спасо-Прилуцкий (Прилукский) монастырь
Priluksky monastery of Saviour
история:
Основан преп. Димитрием в 1371. Великий князь Димитрий Донской, относившийся с большим уважением к преп. Димитрию, посылал ему пожертвования на устройство монастыря. И следующие московские князья, а равно и другие богатые лица одаряли монастырь землями, деньгами и церковной утварью.
Сокровища монастырские скоро привлекли взоры соседних устюжан и вятчан. От конца XIV и начала XV вв. сохранились известия об их нападениях на монастырь, сопровождавшихся даже разграблением монастырского храма. В XV и XVI веках Прилуцкий монастырь - один из наиболее крупных и почитаемых монастырей севера. Иоанн III перед походом на Казань вытребовал из монастыря образ преп. Димитрия и возвратил его туда в 1503. Василий III был в 1528 в монастыре у чудотворцев, чтобы помолиться о чадородии. Летописец Димитрия Ростовского рассказывает: "А приехал (в. князь) на Вологду за неделю до Рождества Христова; а в монастырь ездил четыре дни до Кириллова; а Рождество Христово взял на Вологде, назад едучи из Кириллова". Иоанн Грозный в 1545 ездил в монастырь на богомолье, а в 1552 взял из монастыря при отправлении в Казанский поход так называемый Киликиевский крест. Игумены монастыря присутствуют на избирательных соборах: Гурий в 1598 при избрании Бориса Годунова, Кирилл в 1613 при избрании Михаила Феодоровича. Смутное время было очень тяжелым периодом в жизни монастыря.
В 1612 на него напали шайки поляков и литовцев и сожгли в трапезе 59 монахов, а всего погубили более 200 человек, разграбили монастырское имущество и сожгли монастырские архивы.
Не пощадили монастырь и русские люди.
В 1615 он потерпел разорение от сибирского царевича Араслана Алеевича с дворянами, детьми боярскими и казаками, пришедших на Вологду "для оберегания".
В 1619 монастырь вновь подвергнут был разграблению со стороны литовцев и "воров".
В 1811 пожар уничтожил всю внутренность соборной церкви и повредил многие главы.
В 1812, при вторжении французов в Москву, в продолжении трёх месяцев, в выгоревшей соборной церкви монастыря сохраняемы были драгоценности, вывезенный из патриаршей ризницы, из Сергиевой лавры, из многих монастырей и некоторых московских соборов. Привезены были сокровища из Троицкой Лавры, Чудова Новоспасского, Знаменского, Угряжского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и из соборов. Архимандрит Перервинского монастыря так говорит об этом: "Пожив в Ярославле с неделю, отправились мы со всем обозом в Вологду, куда прибыли 3-го или 4-го октября 1812 г. В Вологде все вещи с обозов были сложены и помещены в выгоревшей церкви Прилуцкого монастыря, к коим и приставлена надлежащая стража. Скоро услышали мы об освобождении Москвы, и, пробыв в Вологде до 12-го декабря 1812 года, по получении от своего начальства позволения, начали возвращаться в Москву... Преосвященные Ярославский и Вологодский делали всем нам всякое возможное nocoбиe".
Владея богатыми средствами, монастырь ранее многих ему современных обителей начал украшаться каменными постройками. Уже в начале XVI века в нем была каменная церковь и колокольня.
В 1656 монастырь обнесен стенами. Эти стены в 3 1/2 сажени высоты и 1 саж. толщины имеют около 400 саж. в окружности - с бойницами, с обходом по ним внутри монастыря, с четырьмя огромными круглыми башнями по углам и пятью четыреугольными меньшего размера; башни крыты частью железом, частью тёсом. О построении стен над Святыми воротами сохранилась следующая надпись: "лета 7164 (1656) августа в 1 день, сделан сей град около Прилуцкого монастыря при державе Государя Царя и великого князя Алексея Михаиловича всея великия и малыя и белыя России самодержца и при его благоверной царице и великой княгине Марье Ильиничне и при благоверном царевиче и великом князе Алексее Алексеевиче и при великом господине святейшем Никоне патриархе московском и всея великия и малыя и белыя России и при господине преосвященном Маркелле, архиепископе вологодском и великопермском и святыя обители сея при архимандрите Ионе и при келаре старце Сильвестре с братиею, и делан сей град монастырскою казною". Впрочем построение ворот, над которыми вырезана надпись - должно быть отнесено к древнейшему времени, потому что находящаяся над ними церковь существовала, вероятно, в конце XI (!) столетия (Степановский. "Волог. стар.", стр. 63). В юго-восточной и северо-восточной башнях сохранились так называемые "каменные мешки" (каменные столбы с узкими внутри их помещениями в виде ниш) для заключения в них важных преступников.
В монастырь ведут трое ворот:
1. Святые, в северо-западной стене монастыря с церковью Вознесения Господня над ними. Стена над воротами украшена позднейшею живописью, неинтересною по сюжету и выполнению, но дающею довольно приятное "пятно" на фоне стены.
2. Водяные, на юго-западной стороне монастыря (к реке Вологде) в четыреугольной башне.
3. Малые, в восточной стене.
место:
Вологда
Vologda
оформление:
Общий облик обители - уже на большом расстоянии от неё - производит очень сильное и своеобразное впечатление. Типичность этих огромных сооружений, особенно характерных для северного края по покраске в яркие оранжевые и розовые тона, внушительность и даже суровость, угрюмая отчуждённость занесенных снегом неприступных стен, опоясывающих огромное пространство, купола собора и церквей, выглядывающие из-за этих стен, формы шатров и глав, и особенно эти необычные красно-оранжевые тона - всё это создаёт картину чрезвычайного интереса. Красив вид монастыря и со стороны реки Вологды, хорош и первый вид, открывающийся из окна вагона поезда архангельской дороги; интересны земляные окопы, идущие на некотором расстоянии от стен монастыря; с этой стороны на первом плане видна огромная круглая башня, которая по размеру и виду может быть вполне сравнена с башнями Симонова монастыря под Москвою или Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Вообще облик Прилуцкого монастыря напоминает больше всего упомянутые здесь обители. Низ грани башен (напр. на юго-западном углу монастыря) покрашен вертикальными полосами, на которых выделяются маленькие черные точки оконных отверстий и амбразур для пищальных и пушечных жерл. Уступы окон с типичными углублениями и расширением (раструбы), отделанным зубцами. Покрытие башни конусообразное; на нем барабан с куполом и шпилем - позднейшими деталями времени общих перестроек и ремонта монастыря. Далее, на южной стороне квадратная низкая башня и на юго-восточном углу снова огромная, того же типа, как и описанная, северо-восточная башня. Восточная стена не украшена среднею четырехугольною башнею; но её вид интересен благодаря монотонному ряду накрашенных арок и полос оранжевого и розового цвета. Северная стена получила позднейшие видоизменения. Здесь средняя башня заменяется надвратною церковью (Святые врата). Рядом воздвигнута колокольня. Арка врат обработана прекрасно рядом валиков, заканчивающихся наверху типичной и смело взятой островерхой лукой. Рисунок арочек этого портала положительно замечателен по своему характеру; рядом с аркой Святых врат - арки калиточки, удачно скомпонованной в одно целое с проездной аркой. Над порталом - фреска; как живописное пятно (не вникая в характер живописи) - она приятна. Выше, огромная фреска, покрытая типичным навесом. На фоне стены четверика храма, обработанного по верху зубчатым карнизом (к сожалению, позднее получившим, вероятно, надстройку фриза) - вместе со всем нарочито несимметричным распределением отверстий (правая часть храма, разделенного пилястрами пополам, обработана помощью маленького окошечка) выделяется очень удачно. Ещё лучше весь ансамбль построек в этом месте, если рассматривать его совместно с колокольнею, увенчанной отличным "звоном" (ярус арочек), покрытым шатром и куполом, венчающим четверик церкви, барабан которого отлично убран разными украшениями. Соединение старинных форм русского стиля, поздних наслоений барокко и, наконец, покрытия главок в стиле Empire (в 1813...14) образует живописное и характерное нагромождение отлично совмещающихся частей. Но из всех этих наружных архитектурных сооружений едва ли не наиболее красива северо-западная башня, подвергшаяся в свое время совсем особой и при том отличной обработке. Нижний ярус её украшен тянутыми колонками, прерывающимися валиками. Затейливого рисунка и профиля арочки, заканчивающиеся гирьками и наличники окон занимают собою весь барабан. Остатки убранства арочными поясами видны и на стенах вблизи Святых врат; налево от проездной арки отчетливо заметны три, трилистником расположенный, полукружия, очевидно прежде обработанные жгутом; но при надстройках, переделках и заложении в этом месте отверстии все изменилось. Покрытие этой башни также отличное - более богатое и высокое, чем у остальных башен. Таковы стены Прилуцкого монастыря с наружной стороны.

Войдем через Св. врата внутрь обители и обойдем ее вдоль стен. Налево в углу башня, выходит из квадрата стен наружу. Обработка ходов поверху стены очень интересна; на уширении стены понизу зубцов - покрытая деревянным свесом, галерея. В углах - перила с балясинами, и за свесом мощно вырисовывается конус и главка покрытия башни. Низ стен арочный. Растущие вокруг деревья и кусты способствуют живописности общей картины. Особенно красив вид стен и башен другого угла, где в зеркальном водоеме отражаются башня и ветви деревьев: здесь получается вид тихий и задумчивый... Внутри башен очень занятна система конструкции стропил, поддерживающих купола и шатры и особенно примечателен средний столб, от которого радиально отходят необыкновенной, даже для тех времен, толщины балки, на которых, вероятно, был сделан настил пола этажей. В среднем столбе вышеупомянутые мешки - арочные ниши для заключения в них преступников. Очень интересна еще конструкция амбразурных арок - уступчато-сводчатая и уширяющаяся к внутренней стороне стены. Много хитроумия и опыта в профиле этих отверстий так придумано их уширение, что снаружи щель достигает минимальной ширины - и, однако, враг виден на огромном расстоянии, а стена не ослаблена этим отверстием, разрез его - подобие креста на полуарке.

состав:
собор Спасский
cathedral of Saviour
церковь Введенская
church of Presentation of Virgin
церковь Вознесения, надвратная
church of Ascension
церковь Всех Святых
church of All Saints
церковь св. Екатерины
church of St Catherine
часовня
святыня:
вериги преп. Димитрия - железный четвероконечный крест с цепями

Евангелие

икона
icon крест запрестольный деревянный осьмиконечный, украшенный резными на кости изображениями святых и позлащенный медью басменного дела. крест напрестольный серебряный костыль преп. Димитрия потир большой, дискос, звезда, лжица

потир митрополита Филарета, при нём дискос и звезда

фелонь

фелонь преп. Димитрия хоругви чаша водосвятная шапка архимандритская
погребение:
князь Иоанн Андреевич (в монашестве Игнатий)
духовенство:
игумен Афанасий ( 1542 )
игумен Гурий игумен Кирилл игумен Мисаил (<1542)
архимандрит Cepaпиoн
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik
Hosted by uCoz